TPPS — это аббревиатура от датчика положения дроссельной заслонки. Это устройство, контролирующее положение соответствующей заслонки на машинах со стандартными двигателями внутреннего сгорания. В некоторых случаях он располагается непосредственно на шпинделе, поэтому принимает непосредственное участие в формировании его положения.
Так как рассматриваемое устройство участвует в образовании горючей смеси и отвечает за ее качество, важно вовремя исключить ошибки датчиков. В противном случае машина сначала потеряет компрессию и мощность, после чего начнет ускоряться износ силовой установки.
Что такое ДПДЗ
ДПЗД (или ДПЗ) – это специальный механизм, устанавливаемый на вал заслонки. Он используется для подачи сигналов на блок управления об открытии этой заслонки. От этого напрямую зависит качество горючей смеси, образующейся в камерах сгорания. При поломке датчика газа серьезно страдает качество, что не только снижает динамику автомобиля, но и увеличивает износ всех узлов и агрегатов
Для чего нужен ДПДЗ
Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) необходим для передачи информации в электронный блок управления. Передача данных осуществляется систематически через период времени, указанный производителем. Иногда датчик посылает сигнал не по расписанию, например если заслонка полностью открыта или закрыта.
Где находится датчик положения дроссельной заслонки
Датчик газа расположен в моторном отсеке автомобиля. А так как он касается регулировки демпфера, то многие производители ставят его прямо на ось. Также стоит отметить, что устройство подключается к электронному блоку управления для быстрой и своевременной передачи ему соответствующих сигналов.
Какие бывают датчики положения дроссельной заслонки
Датчики TPS бывают двух типов:
- Проконсультируйтесь. Он используется в производстве всех марок и моделей машин. Он крепится к трубе, но совмещен с осью. В основном он настраивается на работу по напряжению, чтобы он вовремя подавал сигналы на блок управления, и регулировалась добавка топлива в горючую смесь.
- Бесконтактный. Дизайн выглядит так же, как и разъем, но устройство как бы висит в воздухе. Эта модель уже работает через магнитное поле и не использует напряжение при передаче показаний.
Бесконтактный регулятор намного лучше технически и функционально. Но из-за стоимости в несколько раз выше, многие производители отказываются от его использования для изготовления автомобилей.
Принцип работы ДПДЗ с потенциометром
Газовый потенциометр, вне зависимости от марки или модели автомобиля, на котором он установлен, работает по одному и тому же принципу. Его чувствительная часть выполнена в виде нескольких ножек. Когда заслонка движется, на ногу подается сигнал. Затем этот сигнал отправляется в ЭБУ.
Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки
Бесконтактное устройство характеризуется следующими преимуществами:
- Долгий срок службы. Поскольку контактов нет, механизм не трется об остальную конструкцию. Поэтому естественный износ минимален.
- Устройство можно запрограммировать. Для этого его можно снять для предварительной проверки, а также запрограммировать прямо на месте.
- Контактных элементов нет, поэтому точность сигналов максимальная, никто не будет мешать работе устройства.
Датчик на эффекте Холла
Датчик газа на эффекте Холла и является бесконтактным устройством. Работает по соответствующему принципу, контактов в нем нет. Вместо него установлен овальный магнит. Назначение такое же, как и у контактов (ножек). Колебания магнита улавливаются, после чего информация передается в блок управления.
Индуктивный датчик ПДЗ
В отличие от магнитного, датчик здесь работает через электромагнитное будущее. Принцип работы очень прост. В зависимости от того, в каком положении находится заслонка, датчик получает вибрации, которые «трансформируются» и передаются на блок управления.
Обратите внимание: Что такое ESP и как она работает.
Настройку осуществляет производитель, и нет необходимости менять или корректировать характеристики устройства в дальнейшем.Признаки неисправности ДПДЗ
Признаки неисправности датчика заслонки:
- Нестабильные обороты, если двигатель работает на холостом ходу.
- Электростанция останавливается из-за плохой эффективности газа.
- Произвольная остановка двигателя.
- Автомобиль едет неустойчиво, что особенно ярко проявляется при разгоне.
- Мощность двигателя снижается.
- Снижение производительности двигателя.
- Машина плохо тянет в гору.
- На дисплее панели управления загорается индикатор Check Engine.
Некоторые отказы газового датчика сопровождаются повышенным расходом топлива.
Проблемы с ускорением
Если наблюдаются все перечисленные признаки неисправности устройства, но проблема разгона выражена наиболее ярко, рекомендуется заменить датчик как можно быстрее. Скорее всего, настроить устройство для восстановления стабильной работы не удастся.
Плавающий холостой ход
Если устройство установлено правильно и стабильно работает, холостой ход будет в норме. Но когда обороты на холостом ходу начинают резко меняться, а диапазон изменения значительный (до 2000-3000), отказы ДПДЗ налицо. Необходимо срочно провести диагностику, чтобы найти причину такого поведения двигателя, а затем устранить проблему.
Снижение максимальной скорости
Если автомобиль не может нормально разогнаться, это говорит о снижении мощности. Причем проблема может наблюдаться независимо от режима вождения, а также сочетаться с другими симптомами. Например, машина может просто остановиться при переключении передач. Это связано с тем, что расход воздуха и топлива не нормализовался. Поэтому сильно страдает качество горючей смеси, из-за чего падает компрессия и мощность.
Check Engine
При наличии соответствующей ошибки на экране ЭБУ датчик положения дроссельной заслонки является сигналом. Необходимо перенастроить или установить новый датчик. Если игнорировать ошибку, это приведет к проблемам в работе двигателя, а также к его ускоренному износу.
Как проверить ДПДЗ
Проблем с проверкой датчика обычно не возникает. Вам просто нужно подготовить мультиметр, а также найти устройство. Для этого можно использовать схему из руководства пользователя.
ВНИМАНИЕ: Если при визуальном осмотре вы обнаружите, что узел имеет механические повреждения, его необходимо заменить. Не тратьте время на другие проверки. Если устройство выглядит нормально, вы можете воспользоваться одной из приведенных ниже инструкций.
Проверка напряжения
Проверка ДПДЗ на уровень напряжения проводится по инструкции:
- Поверните ключ зажигания.
- Отсоедините разъемы. Для проверки нужно установить мультиметр. Если на конкретной розетке есть питание, переходим к следующей. Если нет питания, проверьте провода на обрыв.
- Минус подключается к массе, плюс к выходному проводу. Если напряжение меньше 0,7В, то все в порядке.
- Переместите заслонку вручную, проверьте показания.
Проверка сопротивления датчика дроссельной заслонки
Проверять сопротивление нужно по той же инструкции, что и с напряжением. Только в этом случае мультиметр переключается на соответствующий параметр.
Неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Существует множество причин, по которым датчик может выйти из строя. Но чаще всего их всего несколько.
Хаотический выходной сигнал
Если после проверки блок лишь частично реагирует на показания мультиметра, посылает прерывистые сигналы на блок управления, скорее всего контакт потерян или поврежден. Время от времени контакт может вернуться, и устройство начнет стабильно работать. Но когда он ломается, проблема появляется снова.
Отсутствует сигнал напряжения
Если во время теста не было получено сигналов напряжения, проблема кроется в удаленном покрытии. Бегунок, который находится рядом с контактами, не получает сигналов, и это влияет на передачу информации в ЭБУ.
Выходной сигнал или опорное напряжение равно напряжению аккумулятора
Если TPS был настроен неправильно, такая проблема может возникнуть. Также на поверхности может быть много мусора, что влияет на устойчивость устройства. Поэтому крайне важно вовремя обслуживать устройство, очищать его от загрязнений, а также обращаться к грамотным мастерам при замене или регулировке оборудования, что напрямую влияет на стабильную работу автомобиля.
Ремонт датчика положения дроссельной заслонки
Если вы попадете к правильному мастеру, вам посоветуют не ремонтировать датчик. Дело в том, что такая процедура крайне нерациональна. Поэтому дешевле будет купить блок целиком, чем пытаться продлить жизнь старому датчику.
Регулировка ДПДЗ
Регулировку можно произвести, если блок в целом не перестал работать и, например, не видит только нижнее положение дроссельной заслонки. Нужно просто протереть контакты спиртом или другой подобной жидкостью. Ей также необходимо почистить саму заслонку. Скорее всего, на поверхности скопилось много пыли, поэтому поломки как таковой нет.
Если датчик вообще не подает сигналов, настроить его не получится.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Что такое ДПДЗ и как его проверить своими руками за 15 минут?.