Клапаны в двигателе автомобиля, например, на ВАЗ 2114, находятся непосредственно в камере сгорания. Несмотря на то, что для их изготовления применяются особо прочные сплавы, способные выдерживать экстремальные температуры и нагрузки, они имеют ограниченный ресурс. Постепенно, под постоянным воздействием раскалённых газов, металл разрушается, что приводит к выгоранию клапана. К чему может привести эта неисправность, из-за чего она возникает и можно ли выявить её своими силами? Давайте разберёмся в этих важных для каждого автовладельца вопросах.
Основные причины прогорания клапанов
Выгорание клапана — процесс, который может быть спровоцирован целым рядом факторов. Если в автомобиле предусмотрена периодическая регулировка клапанного механизма, то самой частой причиной становится банальное пренебрежение этим регламентным обслуживанием. Помимо этого, к проблеме приводят:
- Зажатые клапаны. Обычно это следствие некорректной регулировки или установки во время предыдущего ремонта.
- Износ направляющей втулки. Со временем этот элемент изнашивается, что нарушает правильную посадку клапана.
- Износ самого стержня клапана. Естественный процесс, приводящий к потере герметичности.
- Некорректная топливовоздушная смесь. Чаще проблема встречается на карбюраторных двигателях, но и инжекторные системы не застрахованы от этого, особенно при использовании некачественного топлива или неисправностях датчиков.
- Установка некачественных или бракованных запчастей. Даже оригинальные детали иногда имеют заводской дефект. К счастью, на них обычно распространяется гарантия, что упрощает замену.

Симптомы и признаки неисправности
Одним из самых явных сигналов о прогоревшем клапане, особенно заметным на автомобилях ВАЗ 21099, является так называемое «троение» двигателя — неустойчивая работа с пропусками зажигания в одном из цилиндров. Новички за рулём могут не сразу распознать этот симптом. Важно понимать, что троение указывает на проблемы в работе цилиндра, которые могут быть вызваны не только клапанами, но и другими неисправностями. Поэтому внимательный водитель обычно замечает проблему раньше, чем она станет критической.
Из-за потери герметичности камеры сгорания наблюдается ощутимая потеря мощности силового агрегата. Часто параллельно с этим начинает расти расход топлива, хотя этот процесс обычно происходит постепенно, и водитель может его не сразу заметить.
Характерные симптомы прогоревшего клапана
При выгорании клапана проявляется ряд характерных симптомов. Они могут возникать как вместе, так и по отдельности, в зависимости от степени повреждения:
- Детонационные стуки (пальцы). Часто связаны с неправильно выставленным углом опережения зажигания, который мог сбиться в процессе эксплуатации.
- Повышенный расход топлива. Резкий скачок расхода обычно говорит о более серьёзных проблемах в системе газораспределения, а не только об одном клапане.
- Ухудшение динамики и тяги. Автомобиль становится «вялым», плохо разгоняется. Это может быть признаком общего износа двигателя или конкретного узла.
- Проблемы с запуском двигателя. Мотор начинает тяжело заводиться, особенно «на холодную».
- Неустойчивая работа на холостом ходу. Обороты «плавают», двигатель может глохнуть.
- Хлопки во впускном или выпускном коллекторе.
Обратите внимание: Дворники плохо чистят стекло и скрипят, причины и дешевый способ ремонта своими руками.
Это самый опасный симптом. Из-за нарушения герметичности горючая смесь может прорываться обратно во впускной коллектор, создавая риск возгорания. При таких признаках эксплуатация автомобиля крайне нежелательна.
Несмотря на разнообразие причин, симптомы прогорания клапана, как правило, схожи для большинства двигателей.

Как выглядит прогоревший клапан
Чтобы визуально оценить состояние клапана, традиционно требуется разборка двигателя — снятие головки блока цилиндров (ГБЦ). Однако современные технологии позволяют обойтись без этого. С помощью специального устройства — эндоскопа, который подключается к смартфону или планшету, можно осмотреть клапана через отверстие для свечи зажигания. Даже недорогой эндоскоп (стоимостью от 1000 рублей) справится с этой задачей.
Прогоревший клапан имеет характерный вид: на его рабочей кромке (тарелке), помимо общего нагара, появляются локальные светлые, почти серебристые пятна или прогар — следы оплавления и выгорания металла.
ВАЖНО: Не путайте нагар с прогаром. Чёрный налёт на клапане — это нормальное рабочее состояние из-за постоянного контакта с продуктами сгорания. А вот светлые участки или явная деформация кромки — это уже признак неисправности.
Стоит отметить, что заклинивший (зависший) клапан может давать схожие симптомы, но в любом из этих случаев потребуется вмешательство: регулировка, а чаще — замена.

Глубинные причины проблемы
К основным причинам, приводящим к прогару клапанов, можно отнести:
- Использование контрафактных или низкокачественных запчастей при ремонте.
- Редкий, но возможный заводской брак.
- Естественный износ после длительной эксплуатации.
- Неправильно выставленное зажигание (слишком раннее или слишком позднее).
- Образование обеднённой или, наоборот, переобогащённой топливной смеси. Это может быть следствием неисправностей топливной системы, подсоса воздуха или плохого бензина.
Если после замены клапанов двигатель начинает работать громко, с металлическим стуком, похожим на тракторный, — это явный признак некачественной установки или регулировки. Утверждения мастеров о необходимости «обкатки» в этом случае несостоятельны — правильно отрегулированные клапана должны работать тихо сразу после замены.

Можно ли ездить с прогоревшим клапаном?
Этот вопрос волнует многих автовладельцев. Ответ: делать это категорически не рекомендуется. Допускается лишь доехать на малой скорости до ближайшего сервиса или гаража для ремонта. Длительная эксплуатация с такой неисправностью приведёт к цепной реакции и более дорогостоящим поломкам:
- Прогар или повреждение седла клапана в головке блока.
- Серьёзные повреждения самой головки блока цилиндров (ГБЦ).
- В худшем случае — разрушение поршня и задиры на стенках цилиндра.
Прогоревший клапан ремонту не подлежит — только замена. Промедление с ремонтом лишь увеличит итоговую стоимость восстановления двигателя.
Методы диагностики прогоревшего клапана
Для точной диагностики лучше обратиться в специализированный сервис. Мастера используют несколько методов:
- Визуальный осмотр после разборки двигателя (самый точный, но и самый трудоёмкий).
- Замер компрессии компрессометром. Резкое падение компрессии в одном из цилиндров часто указывает на проблему с клапанами или ГБЦ.
- Пневмотест (проверка герметичности камеры сгорания сжатым воздухом). С его помощью можно не только найти неисправный цилиндр, но и локализовать утечку (клапана, поршневые кольца, прокладка ГБЦ).
- Комплексная компьютерная диагностика в сочетании с механическими проверками.
Как проверить клапана, не снимая головку блока
Полноценную проверку без разборки провести сложно, но можно выполнить ряд действий для косвенного подтверждения диагноза:
- Выявить неработающий цилиндр с помощью замера компрессии или поочерёдного отключения свечей зажигания.
- Проверить высоковольтные провода и катушку зажигания мультиметром на предмет пробоя.
- Убедиться в исправности свечей зажигания.
- Исключить проблемы с топливными форсунками (на инжекторных двигателях).
- С помощью пневмотеста подать воздух в цилиндр и прислушаться: шипение воздуха во впускном коллекторе укажет на неплотность впускного клапана, а в выпускном — соответственно, выпускного.
Если все системы зажигания и подачи топлива исправны, а компрессия низкая и есть утечка воздуха, — высока вероятность, что проблема именно в клапанах. Самостоятельная диагностика в гаражных условиях может затянуться. Поэтому для быстрого и точного определения неисправности, а также для качественного ремонта, оптимальным решением будет визит на проверенную станцию техобслуживания.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Как определить прогоревший клапан своими руками за 30 минут.
