Почти все автомобили используют одинаковую технологию двигателей с небольшими нюансами. Но если водители в целом понимают, как работает силовая установка их автомобиля, практический ремонт может быть проблематичным. Дело в том, что перед капитальным или отдельными видами местного ремонта двигателя проводится специальная процедура, которая называется опрессовкой ГБЦ.
Опрессовка головки и блока цилиндров — что это такое?
Опрессовка ГБЦ или самого блока – это процесс проверки блока на герметичность. Тестирование проводится на разных режимах работы двигателя, в том числе на интенсивных, с повышенной нагрузкой. Наиболее важными параметрами испытаний во время этой процедуры являются температура и давление.
Кстати, опрессовку проводят не только перед ремонтом, но и если планируется менять весь блок или саму головку.
Опрессовка ГБЦ — что это?
При работающем двигателе сильно нагревается. Из-за этого жидкость внутри системы охлаждения расширяется из-за естественных физических явлений. При этом давление в системе увеличивается. А если он герметичен, то проблем не будет. Но даже минимальная течь вызовет попадание охлаждающей жидкости в систему смазки.
При наличии износа уплотнителей проблема быстро решается заменой уплотнителей. Но иногда бывает трещина и в самом двигателе. И в такой ситуации требуется проверка напора. Специалисты вообще рекомендуют эту процедуру при разборке двигателя (даже частично, например, для устранения локальных проблем). Если есть точечные отверстия, проблема может быть скрыта. А после ремонта двигателя нужно будет заново восстанавливать его отдельные узлы.
В случае утечки увеличивается износ цилиндров и других компонентов силовой установки. Поэтому лучше перестраховаться, но провести процедуру (даже с учетом увеличения стоимости ремонта и затрат времени на процесс).
Опрессовка блока цилиндров — что это такое?
Наличие трещины в ГБЦ или на поверхности самого блока – распространенная проблема. Чаще всего появляется в дизельных двигателях, так как они работают при более интенсивных нагрузках. Но это вовсе не значит, что владельцев бензиновых силовых установок можно избежать такой проблемы.
Для выявления всех проблем, которые необходимо устранить на начальном этапе ремонта и при диагностике проводится такая процедура, как дефектация. Он включает в себя различные процессы, начиная от визуального осмотра и заканчивая компьютерным тестированием. Но усадка не на последнем месте, так как вероятность появления микротрещин в районе ГБЦ достаточно высока. Без сжатия не получится выполнить качественную отладку.
Опрессовка головки блока цилиндров
При появлении даже небольших признаков нарушения стабильной работы блока цилиндров следует провести опрессовку. Процедура входит в комплексную диагностику, ее можно проводить не только до, но и после ремонта.
Если рассматривать конкретные моменты, когда без усадки не обойтись, то выделяют:
- Внутренние клапаны ВС нестабильны.
- Двигатель перегрет.
- В помещении БЛ появляются посторонние звуки, которые в дальнейшем могут дополниться вибрациями.
После усадки можно не только определить наличие повреждений, но и локализовать их. Кстати, если на двигателе проводятся сварочные работы, для проверки швов также необходимо провести процедуру опрессовки.
Необходимость диагностики
Повреждение головки блока цилиндров или блока происходит по разным причинам.
Обратите внимание: Заехал в автосалон Kia, узнал какие машины есть в наличии и на каких условиях можно купить Kia Rio, новый Kia Sportage, K5 и другие модели.
Чаще всего износ ускоряется, если используется некачественное топливо или охлаждающая жидкость. Но интенсивные нагрузки также могут повлиять на появление микротрещин. Если они появляются, то мощность двигателя значительно снижается, так как впускной коллектор уже не может работать «в полную силу», т.к потерял герметичность.Если герметичность действительно нарушена, это можно определить по следующим признакам:
- Уровень охлаждающей жидкости постоянно падает и требует доливки.
- Система смазки разжижается из-за проникновения охлаждающей жидкости в состав.
- Выхлопные газы смешиваются с паром.
При этом визуально определить наличие дефектов практически невозможно, т.к трещины очень маленькие. Для тщательной проверки требуется ряд тестов. На территории АЗС стоимость опрессовки варьируется, она формируется в зависимости от типа двигателя, который необходимо проверить, его технического состояния и сложности работ.
Технология опрессовки
Штамповать БК и головку удобнее всего в мастерской. Есть специальное оборудование, которое значительно ускоряет процесс. Часто используется следующее профессиональное оборудование:
- Технология отопления.
- Технический санузел.
- Поворотные механизмы и подъемники.
- Датчики давления для регулировки подачи воздуха.
- Панель управления.
Специальные стеллажи и контейнеры изготовлены из нержавеющей стали. Они также достаточно велики, чтобы на них можно было легко разместить крупногабаритное оборудование, исключая механические повреждения и удары.
Подъемники помещают прибор в ванну с жидкостью, а поворотные механизмы позволяют вращать изделие вокруг своей оси для проведения тщательного осмотра.
Опрессовка ГБЦ в домашних условиях
Усадка ГБЦ в целом не является сложной процедурой. Но дело в том, что не у всех в гараже есть компрессор или емкость из нержавеющей стали, достаточно большая, чтобы вместить всю ГБЦ. Также придется возиться с горячей водой или занести в гараж специальные нагревательные элементы для поддержания нужной температуры внутри ванной комнаты.
Но при наличии нескольких часов свободного времени, а также всех необходимых предметов для выполнения процедуры термоусадку можно выполнить самостоятельно.
Опрессовка ГБЦ своими руками с применением ванной
Опрессовка впуска ГБЦ в домашних условиях осуществляется по следующей инструкции:
- Все каналы, по которым выходит теплоноситель, закрыты резиновыми прокладками. Так как эта процедура достаточно распространена, резиновые прокладки можно приобрести в специализированных магазинах практически для любой комплектации двигателя.
- Наполните салон воздухом. Для этого необходимо использовать компрессор, способный подавать воздух под давлением не менее 6 атмосфер.
- Погрузите устройство в ванну с подогретой водой, чем теплее, тем лучше.
- Подождите 30 минут.
30 минут достаточно, чтобы любые трещины расширились под воздействием высокой температуры. В результате из них будет выходить воздух. Следовательно, на поверхности появятся характерные пузырьки. Если они есть, даже в очень небольшом количестве, двигатель нуждается в ремонте.
Кстати, некоторые трещины можно заделать сваркой. Однако если трещины достаточно большие, следует менять весь узел, так как обычных сварных швов здесь недостаточно.
Опрессовка ГБЦ своими руками без ванны
Если вы не можете использовать ванну, вы можете обойтись без нее. Однако для выполнения процедуры вам все равно понадобится компрессор и горячая вода. Принцип почти такой же, как и у предыдущего метода усадки:
- Закройте все отверстия на головке блока цилиндров для поступления охлаждающей жидкости.
- С помощью компрессора наполните головку блока цилиндров горячей водой.
- Подождите некоторое время, проверьте поверхность изделия. Если есть струйки воды или капельки влаги, микротрещины точно есть.
ПРИМЕЧАНИЕ: этот метод не отличается такой же высокой точностью. Молекулы воды намного больше молекул воздуха. Поэтому очень маленькие трещины не могут быть идентифицированы.
Решение о ремонте двигателя
При нарушении герметичности в масло попадет вода из системы охлаждения. Во-первых, от этого страдает система охлаждения, потому что она не заполнена до нужного уровня, из-за этого двигатель будет перегреваться. Во-вторых, система смазки тоже будет работать нестабильно, так как консистенция масла будет жидкой, и с поставленными задачами оно не справится.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Как опрессовать ГБЦ в домашних условиях за 1 час?.