Кременчугские автомобили, в первую очередь знаменитые КрАЗы, были неотъемлемой частью индустриального пейзажа СССР и постсоветского пространства. Их можно было встретить на любой масштабной стройке, от БАМа до возведения новых городов. Эти машины славились не комфортом для водителя, а своей исключительной надежностью, выносливостью и способностью работать в самых суровых условиях.
Прочность как философия
Конструкция этих грузовиков была воплощением советских инженерных принципов: прочнейшая рама, тяговитый двигатель и мощные мосты. На такой базе можно было создавать технику для любых, даже самых невероятных задач. Ярчайшим примером такого подхода стал уникальный специальный автомобиль «Аист-5ТМ», разработанный на шасси КрАЗа. Инженеры пошли на смелый эксперимент, установив в передней части грузовика... настоящий реактивный авиационный двигатель! За свои феноменальные возможности машина получила среди работников аэропортов меткое прозвище — «Горыныч».
«Аист» с реактивным сердцем
Разработкой «Аиста» занималось предприятие «Авиасток», а серийный выпуск был налажен на Софринском экспериментально-механическом заводе.
Обратите внимание: Сервисное обслуживание грузовиков.
Появление этой машины было продиктовано практической необходимостью — борьбой с обледенением взлетно-посадочных полос в условиях сурового климата. Струя раскаленных газов из реактивного двигателя, направленная на покрытие, буквально за секунды плавила лед и снег, оставляя после прохода машины сухую и чистую полосу.Двигатель-легенда и его аппетит
В качестве «тепловой пушки» был выбран турбореактивный двигатель ВК-1 — один из первых массовых советских авиамоторов, который к тому времени уже не использовался в истребительной авиации, но идеально подошел для наземной техники. Этот «реактивный монстр» питался из огромного топливного бака, установленного сзади. И запас горючего требовался немалый: на максимальном режиме работы двигатель ВК-1 мог «съедать» до 1,7 тонны керосина в час.
Наследие индустриальной эпохи
В свое время подобные тепловые машины на базе КрАЗов обслуживали практически все крупные аэропорты Советского Союза. Сегодня их применяют гораздо реже, однако многие из этих уникальных аппаратов до сих пор сохранились в рабочем состоянии, готовые в любой момент продемонстрировать свою невероятную мощь. «Аист-5ТМ» стал символом эпохи, когда для решения сложных задач инженеры не боялись самых смелых и нестандартных решений.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Сложно представить хотя бы одну крупную стройку во времена СССР и после него, без грузовиков из Кременчуга.
