Для стабильной и эффективной работы двигателя внутреннего сгорания необходимо правильно выставлять угол опережения зажигания (УОЗ). Однако это не фиксированное значение — оно должно динамически меняться в зависимости от режима работы мотора. В частности, с ростом оборотов коленвала требуется более раннее зажигание топливовоздушной смеси. В классических системах зажигания эту задачу решают два устройства: вакуумный и центробежный корректоры.
Роль вакуумного и центробежного корректоров
Эти два механизма работают в тандеме, адаптируя момент искрообразования под текущие условия. На разных этапах работы двигателя они либо дополняют функции друг друга, либо один из них берёт на себя ведущую роль в регулировке. В современных автомобилях с электронным блоком управления (ЭБУ) эту функцию выполняет контроллер, который анализирует данные датчиков и корректирует УОЗ.
Вакуумный корректор (регулятор)
Если автомобиль не оснащён электронной системой управления, то регулировка УОЗ в зависимости от нагрузки на двигатель осуществляется вакуумным корректором. Его конструкция включает три ключевых элемента: мембрану (диафрагму), возвратную пружину и шток.
Диафрагма вакуумного корректора
Принцип работы основан на разрежении (вакууме) во впускном коллекторе. Чем выше уровень вакуума (например, при плавном движении с небольшой нагрузкой), тем сильнее прогибается мембрана, преодолевая сопротивление пружины. Шток, связанный с диафрагмой, воздействует на опорную пластину трамблёра, проворачивая её. Это приводит к увеличению угла опережения зажигания, то есть искра возникает раньше.
Обратите внимание: Семейный автомобиль 2019 начало работы госпрограммы 1 марта.
Основная слабость этого узла — сама мембрана. Со временем резина стареет, дубеет и может потрескаться. В случае разрыва диафрагмы вакуумный канал начинает подсасывать воздух, разрежение не создаётся, и механизм перестаёт функционировать. В такой ситуации всю работу по корректировке УОЗ в зависимости от оборотов берёт на себя центробежный регулятор, но регулировка по нагрузке (вакууму) пропадает. Это негативно сказывается на приёмистости двигателя, экономичности и может вызвать детонацию в определённых режимах.
Центробежный регулятор
Быстрая диагностика вакуумного корректора
Проверить целостность мембраны можно буквально за три минуты без сложного оборудования. Для этого выполните следующие шаги:
- Отсоедините вакуумный шланг, идущий от впускного коллектора к корпусу корректора на трамблёре.
- Возьмите чистый отрезок гибкой трубки (например, от медицинской пипетки или капельницы) и наденьте его на штуцер корректора.
Использование трубки для проверки
- Попробуйте втянуть воздух ртом через свободный конец трубки, создав разрежение. Если воздух проходит свободно и не держится, значит, мембрана имеет пробой и негерметична. Исправная диафрагма будет удерживать созданный вакуум.
При обнаружении неисправности вакуумный корректор необходимо отремонтировать. Чаще всего достаточно заменить саму мембрану. Для многих отечественных автомобилей (например, ВАЗ 2108) доступны ремонтные комплекты. Процедура заключается в разборке корпуса корректора, замене диафрагмы и последующей сборке. Если статья была полезна, поддержите автора — оцените материал и подпишитесь на канал.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Для качественной работы двигателя выставляется УОЗ.
