Почему в СССР обходились без зимней резины: четыре причины из прошлого

На архивном фото — зимняя Москва времён СССР. Дискуссии о необходимости сезонной смены шин не утихают. Стороны приводят свои аргументы: одни апеллируют к безопасности и статистике аварий, другие вспоминают, что советские автолюбители десятилетиями ездили на одном комплекте шин круглый год. Как же им это удавалось в условиях сурового климата?

Причина первая: дефицит и экономика

Массового производства и доступной продажи специализированных зимних шин в СССР практически не существовало. Лишь к концу эпохи появились первые подобные модели, но они не получили широкого распространения. Автомобиль и его комплектующие были предметом роскоши и дефицита. Новые шины для «Жигулей» или «Запорожца» могли стоить целую месячную зарплату квалифицированного работника, а купить их было крайне сложно. В таких условиях о сезонной замене резины не могло быть и речи — хорошо, если удавалось найти хоть какой-то один комплект на смену полностью изношенному.

На фото: одна из редких для того времени шин с маркировкой «снежинка». Резину эксплуатировали до предела, а умельцы-«сапожники» брались даже за восстановление полностью стёртого протектора. Конечно, аварии из-за плохого состояния шин случались, и их статистика на тысячу автомобилей была высокой. Однако полного хаоса на зимних дорогах не происходило. Почему?

Причина вторая: спокойные и пустые дороги

Ключевым фактором была сама дорожная обстановка. По сравнению с сегодняшним днём, автомобилей было в разы меньше: если сейчас на 1000 человек приходится около 315 машин, то в СССР этот показатель достигал максимум 59. Улицы были свободными, пробок не существовало, а средняя скорость движения была невысокой. Это хорошо видно на фотоархивах городов 1970-80-х годов. Советские автомобили не были рассчитаны на высокие скорости, да и менталитет водителей не поощрял лихачество.

Обратите внимание: 3 статьи закона, которые помогут водителю в споре с инспектором ДПС.

На снимке — Москва 1970-х: движение неинтенсивное и размеренное. В таких условиях даже на скользкой дороге и на летней резине можно было ехать осторожно, без спешки и без давления со стороны потока машин. Даже если автомобиль срывался в занос, на пустынных улицах часто было достаточно пространства, чтобы выровняться, не задев других участников движения.

Причина третья: феномен «подснежников»

Автомобиль был ценным приобретением, часто единственным в жизни, которое даже передавали по наследству. Поэтому к нему относились крайне бережно. Зимой многие автолюбители предпочитали вообще не эксплуатировать машину, ставя её на всю холодную пору в гараж или на стоянку. Таких водителей в народе метко называли «подснежниками». Они пересаживались на общественный транспорт и пешие прогулки, а свой автомобиль доставали из «зимней спячки» только с наступлением тепла, в основном для поездок на дачу. Естественно, у «подснежников» не возникало проблем с летней резиной на зимней дороге — они на ней просто не ездили.

На фото: легендарный внедорожник «Нива» в гараже — для многих он был не ежедневным транспортом, а инструментом для загородных поездок.

Причина четвёртая: суровая школа вождения

Наконец, важную роль играла подготовка водителей. Обучение в автошколах было более длительным (до полугода) и основательным, с большим объёмом практики. Кроме того, была широко распространена практика обучения у опытных водителей — часто отцов или других старших родственников. Поскольку для уроков использовался единственный семейный автомобиль, ученик с первых дней приучался к аккуратной, внимательной и бережной манере езды. Эта «суровая школа» воспитывала водителей, которые умели чувствовать машину и дорогу, предвидеть опасность и компенсировать недостатки техники мастерством и осторожностью.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Сегодня не утихают споры по поводу требования закона об обязательном использовании зимней резины в холодный сезон.