Зачем выжимать сцепление при холодном пуске: эксперимент с нагрузкой на стартер

Каждый водитель знает о необходимости выжимать педаль сцепления при запуске двигателя, особенно в холодное время года. Однако не все понимают, насколько критична эта простая операция для сохранения ресурса стартера и аккумулятора. Давайте разберемся в физике процесса и подтвердим теорию экспериментом.

Педаль сцепления

Основная причина — поведение трансмиссионного масла. При низких температурах масло в коробке передач значительно густеет, увеличивая вязкость. Это создает дополнительное сопротивление вращению первичного (главного) вала КПП. Когда вы запускаете двигатель, стартеру приходится проворачивать не только коленчатый вал двигателя, но и этот связанный с ним вал коробки через шестерни. Выжимая сцепление, вы механически разъединяете двигатель и коробку передач, отключая первичный вал от системы. Таким образом, стартер работает только против сопротивления загустевшего моторного масла и компрессии в цилиндрах, что существенно облегчает его задачу.

Эксперимент: измеряем разницу в нагрузке

Чтобы наглядно увидеть разницу, можно провести простой эксперимент с измерением тока, потребляемого стартером. Для этого понадобятся токовые клещи — прибор, позволяющий безопасно измерять силу тока в цепи без ее разрыва.

Токовые зажимы (клещи)

Лучше всего проводить замеры утром после ночной стоянки при температуре около или ниже нуля. Процедура состоит из двух этапов:

  1. Запуск с выжатым сцеплением: Выжмите педаль сцепления и прокрутите двигатель стартером. Токовые клещи покажут, что потребляемый ток непостоянен и колеблется, например, в диапазоне от 170 до 200 ампер. Эти колебания связаны с изменяющейся нагрузкой на стартер при прохождении поршнями верхней мертвой точки на такте сжатия — в этот момент сжимать топливно-воздушную смесь сложнее всего.
  2. Запуск с отпущенным сцеплением: Повторите попытку, но уже не выжимая педаль. Теперь стартеру придется вращать и коленвал, и связанный с ним первичный вал коробки передач, погруженный в загустевшее масло. Показания тока резко возрастут, достигнув в пике примерно 260 ампер.

Результаты и выводы

Разница в 60 ампер (260А - 200А) — это весьма существенно. В процентном соотношении дополнительная нагрузка составляет около 30% от базового значения. Это значит, что загустевшее трансмиссионное масло увеличивает нагрузку на стартер и, соответственно, на аккумулятор почти на треть. Регулярный запуск «на холодную» с отпущенным сцеплением ведет к ускоренному износу щеток и бендикса стартера, а также к преждевременному разряду аккумулятора.

Обратите внимание: В чем особенность спортивных мотоциклов?

Таким образом, простая привычка выжимать сцепление перед поворотом ключа зажигания в мороз — это не просто формальность, а эффективный способ сохранить ресурс важных компонентов автомобиля и облегчить ему жизнь в суровых зимних условиях.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Трансмиссионное масло в коробке очень сильно густеет, особенно в мороз, и стартеру гораздо труднее прокручивать коленчатый вал вместе с первичным валом.