Почему стучит заднее колесо: основные причины и способы устранения

Стук в области заднего колеса — распространённая проблема, которая вызывает беспокойство у водителей. Этот настораживающий звук, часто глухой по тональности, сигнализирует о возможных неисправностях в ходовой части или элементах крепления. В этой статье мы подробно разберём, почему возникает этот стук, и предложим практические рекомендации по его устранению.

Далее будут рассмотрены различные сценарии, приводящие к появлению стука, и определены оптимальные пути решения для каждого случая.

Основные причины стука заднего колеса

Источником постороннего звука могут быть несколько факторов, связанных как с креплением, так и с состоянием подвески:

  1. Ослабленный крепёж (болты, гайки);
  2. Некорректно подобранные диски (несоответствие параметрам автомобиля);
  3. Неправильно установленные или повреждённые подкрылки (локеры);
  4. Неисправный амортизатор;
  5. Просевшие или сломанные пружины подвески;
  6. Износ ступичного подшипника;
  7. Разрушение сайлентблоков в элементах подвески;
  8. Проблемы в тормозной системе.

Рассмотрим каждую из этих причин более детально, чтобы понять механизм возникновения стука и определить порядок действий для ремонта.

Ослабленный крепёж колеса

Наиболее простая и часто встречающаяся причина — недостаточно затянутые болты или гайки крепления колеса. Даже небольшой люфт может вызывать не только характерный стук, но и вибрацию кузова, особенно заметную на высоких скоростях. Решение здесь очевидно — необходимо проверить и надёжно затянуть весь крепёж с помощью динамометрического ключа, соблюдая момент затяжки, рекомендованный производителем автомобиля.

Ошибки при подборе колёсных дисков

Стремясь улучшить внешний вид или управляемость, некоторые автовладельцы устанавливают диски, не соответствующие штатным параметрам (вылету, диаметру, ширине). Это может привести к тому, что колесо начнёт задевать элементы кузова или подвески. Например, слишком широкая покрышка или диск с малым вылетом могут цепляться за арку колеса или суппорт тормозной системы. В таких случаях стук возникает из-за физического контакта. Проблема решается либо установкой дисков и шин, соответствующих спецификациям автомобиля, либо (в отдельных случаях) доработкой арки.

Проблемы с задними подкрылками (локерами)

Пластиковые подкрылки, предназначенные для защиты от грязи, могут сами стать источником неприятностей. Если они неправильно установлены, оторвались от креплений или деформировались, то при движении начинают биться о вращающуюся покрышку, создавая отчётливый стук. Аналогичный эффект возникает при сильной загрузке автомобиля, когда расстояние между аркой и колесом критически уменьшается. Необходимо проверить крепление локеров и при необходимости зафиксировать их заново или заменить.

Неисправность амортизатора

Изношенный или «пробитый» амортизатор — серьёзная причина стука. Явным признаком его неисправности являются масляные потёки на корпусе. Автомобиль с такой поломкой будет излишне раскачиваться на неровностях, «прыгать» на кочках, а стук в подвеске станет более выраженным. Амортизатор, как правило, ремонту не подлежит и требует замены. Также стоит проверить и при необходимости заменить резиновые втулки и демпфирующие шайбы в его креплении, так как их износ тоже вызывает стуки.

Дефекты пружин подвески

Просевшие, сломанные или сместившиеся пружины задней подвески — ещё один вероятный источник стука. Часто это сопровождается видимым перекосом кузова. Пружину в таком случае необходимо заменить. Однако иногда сами пружины целы, но разрушились резиновые демпферы или прокладки, которые устанавливаются сверху и снизу для гашения вибраций. Их следует осмотреть с обеих сторон и заменить при обнаружении повреждений.

Износ этих прокладок приводит к тому, что металл пружины начинает напрямую контактировать с опорой, создавая металлический лязг и стук.

Износ ступичного подшипника

Ступичный подшипник, выработавший свой ресурс, сначала даёт о себе знать едва слышным гулом, который со временем может перерасти в отчётливый стук и даже хруст. Опасность этой неисправности в том, что при сильном износе подшипник может заклинить, что приведёт к блокировке колеса во время движения. Диагностировать проблему можно, вывесив колесо на домкрате и попытавшись пошатать его в вертикальной плоскости — наличие люфта укажет на неисправность. Важно правильно отрегулировать затяжку нового подшипника, оставив небольшой тепловой зазор.

Разрушение сайлентблоков

Сайлентблоки — это резинометаллические шарниры в рычагах подвески, которые гасят удары и вибрации. Со временем резина в них трескается и расслаивается, появляется люфт, который и проявляется стуком, усиливающимся на неровной дороге. В зависимости от конструкции автомобиля, сайлентблоки можно заменить отдельно или же в сборе с рычагом подвески. Их замена вернёт подвеске тишину и комфорт.

Неполадки в тормозной системе

Стук может исходить и от элементов тормозной системы. В дисковых тормозах причиной часто становится износ или разрушение направляющих втулок суппорта, из-за чего тормозная колодка получает излишнюю свободу и начинает стучать. В барабанных тормозах стук может быть вызван деформацией самого тормозного барабана или его защитной крышки. Решение — замена изношенных комплектующих (втулок, колодок, барабанов) и проверка геометрии элементов.

Своевременное обслуживание тормозной системы избавит не только от стуков, но и от более серьёзных проблем с безопасностью.

Итак, мы рассмотрели основные причины, по которым может стучать заднее колесо. Надеемся, это руководство поможет вам самостоятельно диагностировать проблему и принять верное решение о ремонте. Если в процессе проверки вы столкнётесь с ситуацией, не описанной в статье, делитесь своим опытом в комментариях — обсудим вместе.

Чтобы не пропустить новые полезные материалы по обслуживанию автомобиля, подписывайтесь на наш раздел.