Проблема с гидроусилителем руля (ГУР) на Mercedes-Benz E-class часто начинается с закусывания руля при поворотах. Простой способ диагностики: если на холодном двигателе всё в порядке, а на прогретом, при проворачивании руля на месте с подгазовкой, возникают закусывания — виноват насос ГУР.
Выбор насоса: оригинал, контракт или аналог?
Столкнувшись с необходимостью замены, я рассматривал несколько вариантов. Новый оригинальный насос — дорогое удовольствие. Китайские аналоги, несмотря на привлекательную цену, имеют плохую репутацию: по отзывам, они быстро выходят из строя и часто делают руль ощутимо тяжелее. Ключевой момент — давление. Для комфортного управления важно, чтобы насос развивал давление 128 бар, а у многих бюджетных аналогов этот показатель ниже. В итоге, взвесив риски и сравнив стоимость контрактной детали (около 8 тыс. руб.) с ценой нового качественного аналога (от 20 тыс. руб.), выбор пал на б/у насос с разборки.
На что смотреть при покупке контрактного насоса?
При выборе обращал внимание на несколько деталей:
- Читаемость маркировки с указанием рабочего давления.
- Состояние трубки высокого давления — она должна быть зажата, чтобы внутрь не попала грязь.
- Шланг обратки — желательно, чтобы он был заглушен.
- Состояние масла внутри насоса — оно может многое рассказать о прошлой эксплуатации.
Личный опыт: поиск запчастей на разборках Омска
В процессе поиска я посетил три популярные разборки в Омске:
- «Немецкий» на Ремесленной: В целом неплохой вариант, цены адекватные, хозяин вменяемый. Минус — многие запчасти хранятся под открытым небом.
- «Тояма» на 10-лет Октября: Оставил крайне негативные впечатления. Продавцы проявили полное неуважение к клиенту. После визита осталось желание больше туда не возвращаться.
- «ДАКАвто» на Зеленой: Полная противоположность предыдущему. Молодые ребята отлично разбираются в запчастях, вежливы, детали в хорошем состоянии. Приятный бонус — уютный интерьер и система «fix-price» на некоторые позиции. Остались только положительные эмоции и скидка в придачу.
Процесс замены насоса ГУР: пошаговая инструкция
Сама процедура снятия и установки довольно проста и под силу многим автовладельцам.
- Снятие приводного ремня. Для этого нужно оттянуть натяжитель, используя вороток с головкой на 17 (гайка расположена под натяжителем).
- Слив жидкости и отсоединение шлангов. С помощью шприца выкачиваем жидкость из бачка ГУР, после чего снимаем шланги подачи и обратки.
- Откручивание креплений. Откручиваем болты крепления насоса (примерно 3 спереди и 4 сзади).
- Снятие старого насоса. Аккуратно вытягиваем насос на себя.
- Установка нового насоса. Монтируем новый (или контрактный) насос в обратной последовательности.
Важнейший этап: промывка и прокачка системы ГУР
Чтобы система работала корректно, её необходимо тщательно промыть и удалить воздух. Я использовал синтетическую промывочную жидкость Febi 06161, а в качестве рабочей — Pentosin BMW (артикул 83 29 0 429 576), так как у жидкостей Febi есть нарекания по работе в зимний период.
Процесс прокачки:
- Подготовка. Снял штатный шланг обратки и заменил его на более длинный (диаметром 14-16 мм), опустив его в пустую канистру.
- Промывка. Залил в бачок промывочную жидкость и, вращая шкив насоса (потребуется помощник для одновременного поворота руля), добился выхода из системы старой, черной жидкости. На это ушло около 1.5 литра промывки.
- Удаление воздуха (первый этап). Подключил обратку на место и, вращая руль и шкив насоса, начал прокачку. Важно не перегружать насос — при первых признаках тяжести сделал 7 полных циклов поворота руля от упора до упора.
- Повторная промывка. Снова скинул обратку и продолжил вращение. Вытекающая жидкость стала значительно чище. Процедуру повторил дважды.
- Заполнение рабочей жидкостью. После промывки залил в систему около 0.5 литра рабочей жидкости Pentosin BMW.
- Окончательная сборка и проверка. Установил штатный шланг обратки, проверил и довел уровень жидкости в бачке до нормы.
- Запуск системы. Установил приводной ремень. Перед запуском двигателя несколько раз включил зажигание (положение III), чтобы стартер провернул коленвал и насос без нагрузки. После каждого цикла проверял и доливал жидкость.
- Завершение. Завел двигатель, дал ему поработать на холостых, постоянно контролируя уровень жидкости. После небольшой тестовой поездки для окончательного прогрева системы проверил уровень еще раз.
Миф о давлении: 110 бар против 128 бар
В интернете много споров о необходимом давлении насоса ГУР. Мой старый насос был фирмы LUK с маркировкой 110 (или 115) бар. Новый контрактный — тоже LUK, но на 128 бар. По субъективным ощущениям, руль стал немного легче, но разница не кардинальная. Это позволяет сделать вывод: возможно, негативные отзывы о китайских аналогах связаны с тем, что они не выдают заявленные 110 бар, а фактическое давление у них еще ниже. Поэтому переход с оригинального насоса на 128 бар на такой аналог и дает ощущение «тяжелого» руля. На практике же, оригинальный насос на 110 бар от качественного производителя (как LUK) работает не хуже.
Старый насос я оставил для возможного ремонта — в сети есть информация о ремонтопригодности его внутренностей.
UPD: Описанная методика прокачки успешно помогла другому автовладельцу (Maer4iG`y) решить проблему с закусыванием руля.
Спасибо за внимание! Буду рад вашим комментариям и отзывам. Оставайтесь на связи, впереди еще много полезных материалов.

