Для безопасного движения в различное время года проводится замена шин автомобиля на модели, соответствующие летнему или зимнему сезону. Рисунок протектора, глубина и расположение ламелей, состав резиновой смеси каждой покрышки подбирается для эксплуатации в теплое или холодное время. Передвижение на шинах, которые не соответствуют сезону, приводит к снижению управляемости, повышает риск попадания в ДТП, способствует преждевременному износу и увеличивает расход топлива. При наступлении очередного годового сезона и замене зимних шин на летние модели и наоборот, автовладельцы допускают несколько распространенных ошибок, которые в будущем могут привести к неприятным сюрпризам.
1 Ошибка: Несоблюдение правил хранения колес
В рекомендациях производителей для межсезонного хранения шин приведено несколько правил:
- хранение в сухом, прохладном и проветриваемом месте;
- шины без дисков можно ставить вертикально в ряд на полу или полках;
- колеса с дисками нужно располагать стопкой на боку или подвешивать за диск, исключая контакт резины с поверхностями.
Простые правила, соблюдение которых предотвратит повреждение покрышки при воздействии внутреннего и внешнего давления во время движения. Но многие автолюбители предпочитают просто свалить шины до следующего сезона на балкон, поставить в сырой сарай или составить «колодец» в подвале гаража. А затем удивляются появившимся «грыжам», трещинам на боковинах, выпавшим шипам и разрыву протектора при наезде на небольшое препятствие.
2 Ошибка: Дата изготовления
Резина, как и любой продукт, имеет определенный срок хранения и использования. В российском ГОСТ 4754-97, пункт 10.1 указано, что гарантийный срок эксплуатации шины составляет 5 лет с момента ее производства. В течение времени хранения эксплуатационные свойства шин ухудшаются, поэтому все производители отражают дату изготовления на самой покрышке и устанавливают определенный срок гарантии на свои изделия. Если с момента изготовления прошло 2-3 года, то стоит поискать модели с более «свежей» датой.
При выборе и покупке шин лучше отдавать предпочтение изделиям из одной партии, так как характеристики колес, произведенные в разное время даже одной компанией, могут отличаться. Стоит говорить, к чему приведет экстренное торможение на шинах, которые имеют разный коэффициент трения на одной оси? Не стоит радоваться покупке «почти новых» бывших в употреблении шин. Вполне вероятно, что их могли не использовать в течение 10 лет и ставить их на авто просто опасно.
3 Ошибка: Деформированные диски
В процессе эксплуатации автомобиля колесные диски постоянно подвергаются ударам, которые возникают при проезде ям и кочек, во время парковки и преодолении бездорожья. Повреждения диска практически незаметны глазу, но ощутимы при езде. Они становятся причиной дисбаланса и повышенной вибрации, увеличения нагрузки на ступичные подшипники и постоянного «травления» воздуха из места соприкосновения с шиной. И не имеет значения, зимние или летние покрышки используются на кривых колесных дисках. При смене резины во время наступления лета или зимы, стоит проверить колесные диски на предмет деформаций и «овальности». Такая предусмотрительность способна избавить от множества проблем в будущем.
4 Ошибка: Неправильное расположение шин
Каждая автомобильная шина имеет свой рисунок протектора, который эффективно работает только в определенном направлении вращения. Производители, для исключения ошибки, указывают направление вращения на каждой покрышке стрелкой с надписью Rotation (вращение) и при установке шины на диск, а также колеса на автомобиль, необходимо сверяться с этой меткой. На покрышках с ассиметричным рисунком, протектор разделен вертикально на две зоны, которые обозначаются надписями Inside (внутрь) и Outside (за пределами, внутрь). Установка шин согласно меткам имеет обязательное условие, в противном случае значительно уменьшится управляемость автомобиля, ухудшится сцепление с дорогой, повысится тормозной путь и снизится общая безопасность поездок.
5 Ошибка: Схема и момент затяжки болтов
При установке собранного колеса на автомобиль нужно соблюдать определенную схему и момент затяжки болтов. Болтовое соединение необходимо выполнять крест-накрест в направлении по диагонали к следующему болту. При креплении диска пятью болтами соблюдается схема 1-4; 2-5; 3, а при шести болтах – 1-4; 5-2; 3-6. Момент затяжки составляет не более 115 Нм. Осуществить затяжку болтов с таким усилием можно с помощью динамометрического ключа, который необходим каждому автолюбителю для различных ремонтов. Если нет такого инструмента, то при затяжке обычным «баллонным» ключом не стоит наращивать его трубой или использовать собственные ноги. В этом случае откручивать болты придется в шиномонтажной мастерской, а срезанная резьба может отправить колесо в самостоятельное путешествие. Достаточно затянуть болты руками, прикладывая вес своего тела, а через небольшой промежуток времени просто подтянуть их. При установке диска лучше смазать его внутреннюю поверхность графитовой или медной смазкой в месте прилегания к ступице. При очередной сезонной замене колес не возникнет проблем с их снятием с авто.
6 Ошибка: Параметры давления
Правильное давление в шинах любого автомобиля указывается в книжке по эксплуатации и специальной таблице, расположенной в дверных проемах или на крышке топливного бака. В них помещена информация о давлении воздуха в шинах на передней и задней оси, в зависимости от числа пассажиров и веса багажа. При накачивании колеса самостоятельно стоит учитывать эти данные, а при замене шин в мастерской подсказать работнику нужное значение. Правильное давление шин влияет на управляемость автомобиля, снижает расход топлива, повышает сцепление с дорогой и увеличивает динамику.
7 Ошибка: Неправильный выбор мастерской шиномонтажа
В случае нежелания выполнять работы по замене шин самостоятельно, необходимо выбрать профессиональную мастерскую шиномонтажа. Отсутствие специального инструмента, расшатанное старое оборудование, специфический запах с примесью спиртовых паров и отсутствие очереди в сезон замены резины являются поводом для размышлений. Если «мастер» не очистил посадочные места диска, перед монтажом смазал диск и края покрышки мыльной пеной или отработанным маслом, не очистил колесо перед балансировкой, набивает грузики на легкосплавные диски и на все вопросы отвечает «да все нормально будет» и «еще никто не жаловался», то лучше обходить такой «шиномонтаж» десятой дорогой. После посещения такой «мастерской» останется надолго неприятный осадок в плане напрасно выброшенных денег.
8 Ошибка: Отсутствие балансировки
Балансировка колеса позволяет исключить его биение и вибрацию автомобиля во время движения. Операцию по балансировке колес нужно выполнять после 15 тысяч километров пробега. Это является средним показателем пробега авто за 0,5 – 1,0 года. Балансируя колеса при каждой процедуре сезонной замены шин, автолюбитель избавляет себя от многих проблем с подвеской и ступичными подшипниками. Балансировка поможет выявить повреждения диска и покрышки, возникшие при эксплуатации авто.