Забытые проекты: 10 российских внедорожников, которые так и не вышли в серию

Бытует мнение, что отечественный автопром не создал ничего примечательного. Однако это заблуждение. История российского автомобилестроения полна смелых и интересных проектов, которые, к сожалению, так и остались на бумаге или в виде единичных прототипов. Главной причиной этого стала плановая экономика советской эпохи, которая вынуждала заводы сосредотачиваться на массовом выпуске доступных моделей, чтобы обеспечить рентабельность. В результате многие перспективные разработки, особенно в нише внедорожников, были отложены в долгий ящик. Давайте вспомним десять таких машин, которые могли бы изменить рынок, но не дошли до конвейера.

Апал-2154 «Сталкер»

Открывает наш список Апал-2154, также известный под именем «Сталкер». Этот внедорожник создавался на тольяттинском автозаводе с использованием агрегатов от классических «Жигулей». В 2013 году даже планировался ограниченный выпуск в 150 экземпляров, но этим планам не суждено было сбыться. В основе «Сталкера» лежала ходовая часть от ВАЗ-2107, а под капотом располагался дизельный двигатель ВАЗ-341. Интерьер был выдержан в духе туристического минимализма: для отделки использовались недорогие и практичные материалы, такие как термополиуретан на дверных картах и панели приборов.

УАЗ-3172-01: армейский тяжеловес

Эта модель, выпускавшаяся в 1991-1993 годах, стала жертвой сложной экономической ситуации в стране. Хотя автомобиль был разработан по заказу Министерства обороны и успешно прошел государственные испытания, до серийного производства дело не дошло. УАЗ-3172-01 с колесной формулой 4х4 обладал выдающейся проходимостью, способной справиться с любым бездорожьем. Его ключевой особенностью была повышенная грузоподъемность: машина могла взять на борт до 1 тонны груза и буксировать прицеп массой 1,2 тонны, развивая на трассе скорость до 120 км/ч.

ОКР «Вагон»: микроавтобус для страны

Проект ОКР «Вагон» стал логическим продолжением УАЗ-3172-01. На его базе инженеры создали полноприводный микроавтобус, который виделся потенциальной заменой знаменитым RAFам. Новая модель предназначалась для нужд скорой помощи, пассажирских перевозок и, в первую очередь, для Министерства обороны. Как и предшественник, «Вагон» обладал отличной проходимостью, но, выпущенный в 1991 году, он так и остался опытным образцом.

ГАЗ «Атаман»: мощный универсал

ГАЗ-2308 «Атаман» проектировался как полноразмерный внедорожник на универсальной платформе, способный перевозить до тонны груза по самому сложному рельефу. Представленный в 1995 году, он мог оснащаться разными двигателями — от 3-литрового V6 до мощного 5,5-литрового V8. Рама пикапа была сварена из лонжеронов, а в трансмиссии присутствовала раздаточная коробка с понижающей передачей для повышения проходимости.

ГАЗ-3106 «Атаман-II»: вызов иномаркам

«Атаман-II», представленный в 2003 году, был развитием предыдущей модели. Своими габаритами и современным дизайном он бросал вызов таким иномаркам, как Lexus и Toyota. При этом он мог конкурировать по цене с УАЗ «Патриот». Автомобиль получил не только полный привод и понижающую передачу, но и системы ABS и PBS, а также лебедку. Благодаря двигателю объемом 2,67 литра с крутящим моментом 260 Н·м, внедорожник мог разгоняться до 155 км/ч.

УАЗ «Симба»: семейный минивен

«Симба» задумывался как полноприводный минивен на 7-9 пассажиров, а также существовал вариант с удлиненной базой и высокой крышей на 13 мест. Его 2,9-литровый мотор мощностью 135 л.с. мог разогнать трехтонную машину до 160 км/ч. Автомобиль выделялся современной оптикой, свежим дизайном экстерьера и интерьера, но, увы, после показа на выставке в 2003 году его судьба была предрешена — серийное производство так и не стартовало.

ГАЗ «Комбат»: ретро-футуризм

Проект 2004 года под названием «Комбат» интересен своей стилистикой. Он был построен на базе «Атамана», но его передняя часть была стилизована под легендарный ГАЗ-69 1953 года выпуска — острый капот, большие крылья и круглые фары. При этом все панели кузова были пластиковыми, а рама — укороченной и цельнометаллической. В салоне использовались элементы от Lada Niva. Силовая установка — 2-литровый двигатель мощностью 110 л.с. в паре с 5-ступенчатой КПП и понижающей передачей. Планировалось, что в серии кузов станет металлическим, но проект остался на стадии прототипа.

УАЗ-2362/2363 «Бизон»: пикап для отдыха

«Бизон», представленный в 2001 году, позиционировался как двухрядный пикап-внедорожник для ценителей активного отдыха. Он сочетал в себе современный дизайн, мощный 110-сильный двигатель и 5-ступенчатую коробку передач. Внутри можно было найти регулируемые кресла и кожаную отделку. Несмотря на продуманную концепцию, путь на конвейер для этой модели оказался закрыт.

УАЗ-2760 «Сталкер»: городской пикап

Этот автомобиль был построен на базе УАЗ-3162 и оснащался двигателем ЗМЗ 5143.10 мощностью 98 л.с. Модель задумывалась как полноприводный пикап, одинаково пригодный для движения по бездорожью и городским улицам. Современный облик и максимальная скорость 130 км/ч делали его привлекательным для мегаполисов. Однако руководство УАЗа сделало ставку на линейку «Патриот», и «Сталкер» остался в истории.

Исторически Россия — страна с огромными просторами и не всегда идеальными дорогами. Именно этим объясняется давняя и сильная школа создания внедорожников и автомобилей повышенной проходимости. Даже первые массовые легковушки, такие как «Жигули», имели увеличенный клиренс для езды по грунтовкам. Поэтому неудивительно, что российские джипы, пусть иногда и скромные на вид, заслуженно считаются одними из самых выносливых, надежных и неприхотливых в своем классе. А представленные проекты — это яркое, но нереализованное доказательство огромного потенциала отечественных инженеров.