Кто-то может сказать что отечественный автопром за время своего существования не произвел ничего выдающегося. Но это не так. Было очень много интересных проектов, не пошедших в серийное производство. Причина этого явления – плановая экономика, доставшаяся в наследство от Советского Союза. Автомобильные заводы были вынуждены выпускать дешевые серийные автомобили, чтобы окупать свое существование. А по-настоящему интересные идеи оседали «на полке».
Апал-2154
Первым в списке авто, не вошедших в серию, стал Апал-2154, имевший и личное имя – Сталкер. Собирался он из узлов автомобиля Жигули на тольяттинском автозаводе. В 2013 году планировалось выпустить ограниченную серию в количестве 150 единиц, но этому не суждено было сбыться. Ходовая часть Сталкера полностью взята от ВАЗ 2107, а двигатель — дизельный ВАЗ-341. Интерьер автомобиля соответствует его назначению — туристический минимализм. Все материалы дешевые и доступные. Например, обшивка дверей и передней панели выполнена из термополиуретана.
УАЗ-3172-01
Данный автомобиль выпускался в 1991-1993 годах, но по причине сложной экономической обстановки в стране в этот период в серийное производство так и не попал. Хотя данная модель была разработана по заказу Министерства обороны и даже прошла государственные испытания. Колесная формула 4х4 и отличные ходовые качества позволяют автомобилю двигаться не только по дорогам любого класса, но и по полному бездорожью. Автомобиль отличается повышенной грузоподъемностью, он способен взять на борт до 1 тн груза, а также буксировать груз массой 1,2 тн и двигаться с такой нагрузкой по трассе со скоростью 120 км/час.
ОКР «Вагон»
ОКР «Вагон» стал продолжением проекта УАЗ-3172-01. На его базе был построен микроавтобус, способный в дальнейшем заменить знаменитый RAF и занять его нишу спецмашин для скорой помощи и пассажирских перевозок.
Как и его предшественник, данный автомобиль имел полный привод и обладал повышенной проходимостью. Выпускался в 1991 году и был предназначен, прежде всего, для нужд Министерства обороны.
ГАЗ «Атаман»
Этот автомобиль проектировался как полноразмерный внедорожник на универсальной платформе, предназначенный для движения по пересеченной местности с нагрузкой до 1 тн. ГАЗ-2308 (именно такой индекс получил «Атаман») выпускался в 1995 году на Горьковском автомобильном заводе. Двигатели были разные. От трехлитрового V6 до 5,5-литрового V8. Корпус пикапа сваривался из лонжеронов, коробка передач получила модуль с пониженной передачей для повышения проходимости.
ГАЗ-3106 «Атаман-II»
ГАЗ-3106 «Атаман-II» — это развитие проекта ГАЗ-3108 «Атаман». Внешний вид данного автомобиля стал вызовом классическому Lexus или Toyota. Этому способствовал размер и современный дизайн автомобиля. С завода джип вышел в 2003 году, в серию так и не попал, хотя был в той же ценовой нише, что и УАЗ «Патриот». Помимо полного привода и пониженной передачи автомобиль получил систему АБС и ПБС, а также снаряжался лебедкой.
По трассе ГАЗ-3106 «Атаман-II» способен был двигаться со скоростью 155 км/час, благодаря двигателю объемом 2670 см³ с крутящим моментом 260 Нм.
УАЗ «Симба»
Автомобиль проецировался как полноприводный минивен на 7-9 пассажирских мест. Существовал вариант с удлиненной базой и высокой крышей с 13 пассажирскими местами.
2,9-литровый двигатель мощностью в 135 л. с. способен был разогнать автомобиль до 160 км/час с нагрузкой в 3 тонны.
В автомобиле присутствовала новейшая оптика и современный дизайн экстерьера и интерьера, но, к сожалению, далее выставки в 2003 году он не пошел. Серийное производство так и не началось.
ГАЗ «Комбат»
Данный проект 2004 года интересен тем, что автомобиль был спроектирован на базе «Атаман». Переднюю часть стилизовали под классический ГАЗ-69 1953 года выпуска, то есть острый капот и большие каретные крылья с круглыми фарами. При этом все части кузова были пластиковые, а укороченная рама цельнометаллической. Интерьер был почти полностью взят от новой Нивы. Силовая установка автомобиля представляла собой двухлитровый двигатель мощностью в 110 л. с., коробка передач 5-ступенчатая с возможностью перехода на пониженную передачу. При поточном производстве планировалось делать кузов металлическим, но в серию автомобиль так и не вышел.
УАЗ-2362/2363 «Бизон»
УАЗ-2362/2363 «Бизон» — продукт 2001 года. Автомобиль позиционировался как двухрядный пикап-внедорожник для любителей активного отдыха. Современный дизайн, мощная силовая установка на 110 л. с., 5-ступенчатая коробка передач. В интерьере присутствовали современные регулируемые кресла и кожаная обшивка. Но автомобиль в производство так и не попал.
УАЗ-2760 «Сталкер»
Автомобиль был построен на базе УАЗ-3162, снаряжался двигателем ЗМЗ 5143.10 на 98 л. с. Модель позиционировалась как полноприводный пикап для движения по пересеченной местности, а также по городским дорогам. Современный дизайн и максимальная скорость до 130 км/час делали его подходящим для езды в больших городах. Но руководство компании в серию его не пустило, а сосредоточилось на выпуске линейки «Патриот».
Исторически так сложилось, что Россия — страна не дорог, но направлений. Именно поэтому в ней так развито строительство внедорожников и автомобилей повышенной проходимости. Даже первые легковые автомобили типа Жигули выпускались с повышенным клиренсом для движения по грунтовкам. Неудивительно, что джипы российского производства — лучшие машины в своем классе. Может, и неказистые на вид, но долговечные, качественные и простые в эксплуатации.