Обратив внимание на то, что парковаться в Сан-Франциско становится все сложнее, инженер Брукс Уокер постарался решить проблему. Развитие автомобильного транспорта в США набирало обороты. Пара машин, стоявших у обочины, постепенно сменялась рядом плотно поставленных автомобилей. В такой ситуации даже опытные водители могли оставить пару царапин на своем автомобиле. Выход изобретатель нашел в пятом колесе.
Где находилось колесо
Пятое колесо находилось в задней части автомобиля между двумя задними колесами, располагаясь перпендикулярно им. Оно не касалось земли при обычном передвижении, а выдвигалось при необходимости парковки. Колесо приподнимало автомобиль, позволяя маневрировать в левую и правую стороны при парковке.
Как работало
Обеспечение движения колеса происходило за счет его связи с приводным валом ведущего заднего колеса через цепь. Подъем автомобиля совершался с помощью гидравлики.
Брукс Уокер предполагал, что система парковки с пятым колесом будет работать таким образом: автомобиль заезжает передом в нужное парковочное место. С помощью дополнительных кнопок и рычага на торпеде выдвигается пятое колесо, приподнимает заднюю часть автомобиля над землей. Затем водитель переводил рычаг автоматической коробки передач в положение Drive. Нажимая на газ, передвигал автомобиль к обочине. Для возвращения в исходное состояние надо было включить передачу заднего хода и также нажать на газ. В этой системе работала функция торможения, так что водитель обладал полным контролем над ситуацией.
История изобретения
«Park car» (так Уокер назвал свою систему) был запатентован 21 марта 1932 года. Система была представлена схемами на бумаге, но воплотилась в жизнь не сразу.
Эксперименты с реальным применением изобретения оказались неудачными. Технологии, существовавшие в то время, оказались недостаточно высокими для реализации идеи Брукса. Автомобили не выдерживали гидравлических подъемов и ломались. Поэтому инженер отложил внедрение своей инновации до лучших времен, которые настали в 1950-е. Тогда Брукс интегрировал систему во взятый из корпоративного парка Cadillac и достиг успеха. Но система имела свои недостатки. Колесо занимало почти все место в багажнике, сложить свои вещи было буквально некуда. Сама концепция опускания дополнительного колеса вынуждала убрать бензобак со своего традиционного места в нижней части багажника. Исправление недостатков инженер осуществлял уже с другим автомобилем.
Развитие системы в Packard Cavalier
Взяв нового «подопытного кролика» — Packard Cavalier, инженер добавил пятое колесо к автомобилю, расположив его не в багажнике, а перед задним бампером. Цепи, соединяющие колесо с приводным валом, были заменены на ремни. Система вновь показала себя отлично.
К сожалению, запустить массовое производство своей технологии Бруксу не удалось. Он продал несколько Park Car самостоятельно. На этом инновация ушла в историю. Несмотря на то, что система избавилась от главных недостатков, остались неустранимые критерии, которые помешали ей развиться.
Почему парковочное колесо не получило распространения
Park car оказался слишком дорогим удовольствием. Сама система стоила 175 долларов, что составляло около 1/8 цены автомобиля по тем временам. Поэтому людям казалось, что лучше отточить свое мастерство парковки, чем платить такие деньги. Помимо самой стоимости появлялись побочные расходы. Подъем и перемещение задней части автомобиля туда-сюда сказывалось на шинах передних колес. Они быстро стирались, и затраты на замену шин также относили к невыгодности Park Car.
Брукс столкнулся с авторитетом крупнейших автомобильных предприятий. «Большая детройтская тройка» — Chrysler Group LLC, General Motors и Ford Motor Company – не одобрили систему пятого колеса, посчитав ее ненадежной.
Пятое колесо могло бы быть тем изобретением, которое стало бы частью нашей жизни, как и множество инноваций двадцатого века. Но оставшись в 1950-х годах, оно символизирует все остальные неудачные попытки изменения мира в «золотом веке».