Автомобили с полным приводом более уверенно чувствуют себя на любом дорожном покрытии. Несмотря на это, отечественный производитель довольно редко радовал покупателей полезной опцией. Впрочем, существовали и такие модели формата 4×4, о которых мало кто знает.
ВАЗ-29084
Первые упоминания об этом необычном автомобиле датируются 1985 годом. Машина построена на базе ВАЗ-2108 и «заточена» под раллийный стандарт FISA. Болид применялся для соревнований как в отечественных кубках, так и на международных.
За производительность отвечает форсированный мотор на 1,6-литра, способный выдавать до 132 л.с. Агрегат комплектуется металлокерамическим сцеплением и пятиступенчатой «механикой» кулачкового типа.
На построение проекта потребовалось четыре месяца. В 1990 году ВАЗ-29084 стала пятой в итоговом зачете группы A5 девятого класса.
Москвич-21416
В конце 80-х годов завод «Москвич» совместно с британской компанией FFD представили дебютную полноприводную трансмиссию для автомобилей 41-й серии. Опытный образец получил маркировку 21416, но в серийное производство так и не попал. Всего в мире существовало 5 экземпляров машины, на одной из которых отечественная команда по автокроссу МСМК стала бронзовым призером на чемпионате Европы.
Примечательно, что позднее наработки 21416 нашли применение в пикапах и седанах автопроизводителя.
ГАЗ-3105 «Волга»
Машина должна была получить несколько модификаций, отличающихся, в основном, системой впрыска. Например, на версии 31052 предусматривался фирменный моновпрыск «Лукас», который позволял двигателю формата V8 развивать мощность до 170 л.с.
Одной из заметных особенностей серии, которая так и не дошла до массового производства, стала система постоянного полного привода. Последняя также включала внутренние и наружные шариковые шарниры равных угловых скоростей, соединяемые между собой валом. Из опций также стоит отметить первый в серии гидроусилитель руля.
Ожидалось, что автомобиль придет на замену модели 3102. Производство началось в 1985 году и только через семь лет был продемонстрирован первый опытный образец. С развалом СССР от проекта отказались.
Lada Samara T3
Еще один серьезный раллийный автомобиль на базе классической ВАЗ 2108. Идея создания T3 принадлежит компании POSH. Последняя являлась официальным дистрибьютором LADA во Франции.
Примечательно, что самым удивительным в болиде для «Париж-Дакар» является не полный привод, а двигатель машины. Дело в том, что над задней осью спортивной Samara размещен 3,6-литровый оппозитный двигатель от Porsche. Последний выдавал порядка 400 л.с. и комплектовался трансмиссией и приводом от 959-й модели.
НАМИ-0290 «Апельсин»
Машина с позитивным названием является подготовленной для раллийных состязаний «Таврией» завода ЗАЗ. От исходной модели не осталось даже названия. Прототип «Апельсина» строился фактически с нуля — полунесущая пространственная рама дополнялась интегрированным каркасом безопасности и независимыми подвесками.
В качестве силового агрегата применялся турбированный двигатель от ВАЗ 2106. Мотор устанавливался в центральной части кузова для лучшей развесовки.
Машина несколько раз выступала на состязаниях по территории СССР, но «сырой» проект требовал доработки, на которую НАМИ так и не смогла найти средства. В итоге единственный прототип был уничтожен.
Lada 4×4 Victory
На начало 90-х годов пришелся расцвет отечественного тюнинга. Именно тогда небольшое ателье из Тольятти «Металлик-Квадро» представило необычный проект на базе ВАЗ-21099, который получил имя «Виктория».
Визуально новинка мало отличалась от своей прародительницы, но с технической стороны были заметные изменения. Привод задних колес оснащался узлами от полноприводной модификации VW Golf с вискомуфтами. К сожалению, Victory производили единичными экземплярами и по сей день сохранилось меньше десяти автомобилей.
ИЖ-2126 4х4
Модель также известна, как «Ода» или «Орбита». Первый образец полноприводной машины презентовали в 1977 году, но к испытаниям 2126 допустили только через семь лет. Официально история авто прекратилась в 2005 году, но требуемого порога окупаемости модель перестала достигать еще в середине 90-х.
Москвич-2144 «Иван Калита»
Дизайн седана имеет сильное сходство со старыми Volvo и отечественной «Волгой». Примечательно, что за производительность модели отвечал французский двигатель Renault, способный выдавать до 145 л.с.
Впервые 2144 представили в 1998 году на столичном автосалоне. Испытывающий финансовые трудности завод «Москвич» рассчитывал на закупку со стороны правительства, но с ценником в 35 тыс. долларов была приобретена лишь одна небольшая партия.
ГАЗ-3104
Полноприводный представительский седан разрабатывался на базе модели 3193. Примечательно, что 3104 удостоился диплома Всероссийской выставки «Дизайн-98» в номинации «Проект года».
Действительно, новая «Волга» выглядела куда приятнее, чем ее предшественник. Из-за высокой стоимости спрос на модель был минимален и от машины отказались.
Lada 111 GTi 2.0 4×4
В 1999 году завод «АвтоВАЗ» построил первый прототип автомобиля, названный «кросс-универсалом». От стоковой «одиннадцатой» новинка отличалась задней подвеской и редуктором с вискомуфтой Volkswagen Syncro.
За производительность отвечал 2-литровый мотор от Opel. Агрегат способен выдавать до 150 л.с. и комплектуется фирменной пятиступенчатой КПП.
Цена модели была в три раза больше стандартной Lada 111, что полностью убило интерес к машине.
К сожалению, большая часть попыток отечественных производителей сделать полноприводный легковой автомобиль имела или узкую направленность, или слабую окупаемость. Однако, кто знает, может, в скором времени ситуация изменится.