10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

Автомобили с полным приводом более уверенно чувствуют себя на любом дорожном покрытии. Несмотря на это, отечественный производитель довольно редко радовал покупателей полезной опцией. Впрочем, существовали и такие модели формата 4×4, о которых мало кто знает.

ВАЗ-29084

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

Первые упоминания об этом необычном автомобиле датируются 1985 годом. Машина построена на базе ВАЗ-2108 и «заточена» под раллийный стандарт FISA. Болид применялся для соревнований как в отечественных кубках, так и на международных.

За производительность отвечает форсированный мотор на 1,6-литра, способный выдавать до 132 л.с. Агрегат комплектуется металлокерамическим сцеплением и пятиступенчатой «механикой» кулачкового типа.

На построение проекта потребовалось четыре месяца. В 1990 году ВАЗ-29084 стала пятой в итоговом зачете группы A5 девятого класса.

Москвич-21416

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

В конце 80-х годов завод «Москвич» совместно с британской компанией FFD представили дебютную полноприводную трансмиссию для автомобилей 41-й серии. Опытный образец получил маркировку 21416, но в серийное производство так и не попал. Всего в мире существовало 5 экземпляров машины, на одной из которых отечественная команда по автокроссу МСМК стала бронзовым призером на чемпионате Европы.

Примечательно, что позднее наработки 21416 нашли применение в пикапах и седанах автопроизводителя.

ГАЗ-3105 «Волга»

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

Машина должна была получить несколько модификаций, отличающихся, в основном, системой впрыска. Например, на версии 31052 предусматривался фирменный моновпрыск «Лукас», который позволял двигателю формата V8 развивать мощность до 170 л.с.

Одной из заметных особенностей серии, которая так и не дошла до массового производства, стала система постоянного полного привода. Последняя также включала внутренние и наружные шариковые шарниры равных угловых скоростей, соединяемые между собой валом. Из опций также стоит отметить первый в серии гидроусилитель руля.

Ожидалось, что автомобиль придет на замену модели 3102. Производство началось в 1985 году и только через семь лет был продемонстрирован первый опытный образец. С развалом СССР от проекта отказались.

Lada Samara T3

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

Еще один серьезный раллийный автомобиль на базе классической ВАЗ 2108. Идея создания T3 принадлежит компании POSH. Последняя являлась официальным дистрибьютором LADA во Франции.

Примечательно, что самым удивительным в болиде для «Париж-Дакар» является не полный привод, а двигатель машины. Дело в том, что над задней осью спортивной Samara размещен 3,6-литровый оппозитный двигатель от Porsche. Последний выдавал порядка 400 л.с. и комплектовался трансмиссией и приводом от 959-й модели.

НАМИ-0290 «Апельсин»

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

Машина с позитивным названием является подготовленной для раллийных состязаний «Таврией» завода ЗАЗ. От исходной модели не осталось даже названия. Прототип «Апельсина» строился фактически с нуля — полунесущая пространственная рама дополнялась интегрированным каркасом безопасности и независимыми подвесками.

В качестве силового агрегата применялся турбированный двигатель от ВАЗ 2106. Мотор устанавливался в центральной части кузова для лучшей развесовки.

Машина несколько раз выступала на состязаниях по территории СССР, но «сырой» проект требовал доработки, на которую НАМИ так и не смогла найти средства. В итоге единственный прототип был уничтожен.

Lada 4×4 Victory

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

На начало 90-х годов пришелся расцвет отечественного тюнинга. Именно тогда небольшое ателье из Тольятти «Металлик-Квадро» представило необычный проект на базе ВАЗ-21099, который получил имя «Виктория».

Визуально новинка мало отличалась от своей прародительницы, но с технической стороны были заметные изменения. Привод задних колес оснащался узлами от полноприводной модификации VW Golf с вискомуфтами. К сожалению, Victory производили единичными экземплярами и по сей день сохранилось меньше десяти автомобилей.

ИЖ-2126 4х4

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

Модель также известна, как «Ода» или «Орбита». Первый образец полноприводной машины презентовали в 1977 году, но к испытаниям 2126 допустили только через семь лет. Официально история авто прекратилась в 2005 году, но требуемого порога окупаемости модель перестала достигать еще в середине 90-х.

Москвич-2144 «Иван Калита»

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

Дизайн седана имеет сильное сходство со старыми Volvo и отечественной «Волгой». Примечательно, что за производительность модели отвечал французский двигатель Renault, способный выдавать до 145 л.с.

Впервые 2144 представили в 1998 году на столичном автосалоне. Испытывающий финансовые трудности завод «Москвич» рассчитывал на закупку со стороны правительства, но с ценником в 35 тыс. долларов была приобретена лишь одна небольшая партия.

ГАЗ-3104

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

Полноприводный представительский седан разрабатывался на базе модели 3193. Примечательно, что 3104 удостоился диплома Всероссийской выставки «Дизайн-98» в номинации «Проект года».

Действительно, новая «Волга» выглядела куда приятнее, чем ее предшественник. Из-за высокой стоимости спрос на модель был минимален и от машины отказались.

Lada 111 GTi 2.0 4×4

10 необычных полноприводных легковушек СССР и России

В 1999 году завод «АвтоВАЗ» построил первый прототип автомобиля, названный «кросс-универсалом». От стоковой «одиннадцатой» новинка отличалась задней подвеской и редуктором с вискомуфтой Volkswagen Syncro.

За производительность отвечал 2-литровый мотор от Opel. Агрегат способен выдавать до 150 л.с. и комплектуется фирменной пятиступенчатой КПП.

Цена модели была в три раза больше стандартной Lada 111, что полностью убило интерес к машине.

К сожалению, большая часть попыток отечественных производителей сделать полноприводный легковой автомобиль имела или узкую направленность, или слабую окупаемость. Однако, кто знает, может, в скором времени ситуация изменится.