Mazda возрождает роторный двигатель: от истории до будущего спорткара RX-Vision

Инженеры Mazda активно трудятся над возвращением на рынок уникальной технологии — роторного двигателя. Ключевой задачей является не простое воссоздание легендарного мотора, а его адаптация к современным экологическим стандартам. Как отмечает шеф-дизайнер компании Икуо Маеда, новый агрегат должен полностью соответствовать ужесточающимся нормам по выбросам, чтобы быть конкурентоспособным в сегодняшних реалиях.

Наследие ротора: от Mazda R100 до наших дней

История роторных двигателей Mazda началась в 1968 году с модели R100. Этот автомобиль оснащался двухроторным мотором объемом всего 982 см³, который выдавал впечатляющие для тех лет 100 лошадиных сил. Успех модели в Японии во многом был обусловлен налоговыми льготами для машин с двигателем менее одного литра. R100 предлагался в кузовах купе и седан, отличался узкой колеей (менее 1,5 метра) и интерьером, напоминавшим британские спорткары, с крупными приборами на панели. Производство этой серии завершилось в 1973 году, оставив после себя культовый статус.

Новая эра: роторный двигатель в гибридных системах

Осенью прошлого года Mazda анонсировала разработку нового поколения роторного мотора. В отличие от прошлых чисто бензиновых версий, теперь он рассматривается как часть гибридной силовой установки, аналогичной по концепции системе Toyota Prius. Компактные размеры роторного двигателя идеально подходят для интеграции с электромотором и генератором. Основная роль такого мотора — работа в качестве генератора для подзарядки батарей, что значительно увеличивает запас хода электромобилей. В октябре 2018 года компания заявила о планах выпустить к концу 2019 года два электромобиля, один из которых будет использовать роторный двигатель именно в таком качестве.

Преимущества и перспективы технологии

Использование роторного двигателя в качестве генератора обусловлено его ключевыми преимуществами: исключительная компактность и высокая топливная экономичность на постоянных, низких оборотах. Это делает его идеальным решением для выработки электроэнергии на борту гибридного автомобиля.

Водородное будущее и технические вызовы

Одним из самых интересных направлений развития является адаптация роторного двигателя для работы на водороде. Эта технология потенциально может свести вредные выбросы к нулю. Роторный мотор структурно лучше приспособлен к водороду, чем традиционный поршневой. Однако существуют и технические сложности, например, проблема окисления и коррозии из-за высокой текучести водорода, которая пока требует решения. Альтернативный подход — использование водорода как добавки к основному топливу для организации расслоения смеси, что уже сейчас позволяет существенно снизить расход бензина.

Возвращение легенды: спортивный автомобиль Mazda RX-Vision

Самой ожидаемой новостью для поклонников марки стали планы по созданию нового заднеприводного спорткара. Согласно информации из японских источников, автомобиль, вероятно, получит имя RX-Vision и будет построен на совершенно новой, собственной платформе, а не заимствованной. В технической документации фигурирует шасси с передним расположением двигателя (в пределах оси) и широким использованием облегченных материалов, таких как алюминий и углепластик. Это вселяет надежду, что возрожденный роторный двигатель может найти свое место не только в гибридных установках, но и в сердце настоящего спортивного автомобиля, продолжая легендарную линейку RX.