Структура российского автопарка: доля отечественных и иностранных машин

Аналитическое агентство «Автостат Инфо» провело масштабное исследование, чтобы определить точный состав и численность автомобилей, зарегистрированных в России. Результаты этого анализа позволяют наглядно увидеть, какие марки и модели преобладают на российских дорогах и какова доля отечественного автопрома.

Общее количество легковых автомобилей

По состоянию на середину 2019 года в России было официально зарегистрировано свыше 42 миллионов легковых автомобилей. Это впечатляющий парк, представленный 166 различными автобрендами со всего мира, что, в свою очередь, означает ещё большее разнообразие конкретных моделей у автовладельцев.

Изучив распространённость всех этих марок, эксперты разделили их на три основные категории по степени представленности:

  1. Редкие марки (107 брендов). К этой группе относятся автомобили, которых в стране зарегистрировано не более 10 тысяч экземпляров каждой марки. В совокупности они составляют лишь 0,003% от всего российского автопарка.
  2. Марки среднего присутствия (20 брендов). Сюда входят преимущественно премиальные автомобили, такие как Infiniti, Jeep, Porsche и Jaguar, с парком до 100 тысяч машин каждая. На их долю приходится около 2% от общего числа легковых авто.
  3. Массовые и популярные марки (39 брендов). Это самые распространённые в России автомобили, численность каждой марки превышает 100 тысяч единиц. Именно они формируют основу автопарка страны, занимая 98% от его общего объёма.

Топ-10 самых распространённых марок в России

Десятка лидеров по общему количеству зарегистрированных автомобилей выглядит следующим образом:

  1. Lada — 13 469 315 шт.
  2. Toyota — 3 162 549 шт.
  3. Kia — 2 027 876 шт.
  4. Nissan — 1 910 958 шт.
  5. Renault — 1 854 133 шт.
  6. Hyundai — 1 840 688 шт.
  7. Volkswagen — 1 605 309 шт.
  8. Chevrolet — 1 538 764 шт.
  9. Ford — 1 410 463 шт.
  10. Mitsubishi — 1 089 130 шт.

Анализ рынка новых автомобилей за последний год показал иную динамику:

  1. Активные продажи (от 1000 машин в год) наблюдаются только у 22 автобрендов.
  2. Спрос на автомобили ещё 28 марок есть, но он значительно скромнее.

Представители российского автопрома

Среди 22 активно продающихся марок лишь две представляют отечественный автопром — это Lada и УАЗ. Вместе они занимают 33% всего российского парка легковых автомобилей, что эквивалентно примерно 14 миллионам машин. При этом подавляющее большинство (96%) из этого числа — это различные модели Lada, и только 4% приходится на легковые автомобили УАЗ.

Самые массовые модели российского производства в автопарке:

  1. Lada 2107 — 1 681 748 шт.
  2. Lada 2109 — 1 444 120 шт.
  3. Lada 2106 — 1 322 473 шт.
  4. Lada 2121 (4x4) Niva — 973 491 шт.
  5. Lada 2110 — 844 136 шт.

Иностранные автомобили в России

На 20 активных иностранных брендов приходится 51% всех зарегистрированных в стране машин. Это говорит о том, что при выборе нового автомобиля покупатели чаще отдают предпочтение зарубежным производителям.

Географическое распределение этих популярных иностранных марок выглядит так:

  • Япония (18%): семь брендов, включая Toyota, Nissan, Mitsubishi.
  • Корея (9%): Hyundai и Kia.
  • Германия (8%): четыре автопроизводителя.
  • Другие страны Европы (8%): различные европейские марки.
  • США (7%): Chevrolet и Ford.
  • Китай (менее 1%): бренд Geely, но с растущими перспективами.

Эксперты отмечают, что доля американских марок, вероятно, будет сокращаться из-за ухода Ford с рынка легковых авто и снижения присутствия Chevrolet. В то же время у китайского Geely, чьи ежегодные продажи превышают 1000 единиц, прогнозы более благоприятные.

Самые распространённые иностранные марки в России:

  1. Toyota — 3 162 549 ед. (в 4,25 раза меньше, чем Lada).
  2. Kia — 2 027 876 ед. (в 6,62 раза меньше, чем Lada).
  3. Nissan — 1 910 958 ед. (в 7 раз меньше, чем Lada).

Топ-5 самых популярных иностранных моделей (на июль 2019 г.):

  1. Kia Rio — 799 975 шт.
  2. Ford Focus — 786 355 шт.
  3. Hyundai Solaris — 775 519 шт.
  4. Renault Logan — 692 657 шт.
  5. Toyota Corolla — 647 671 шт.

Итоговые выводы по структуре автопарка

На основе всех собранных данных можно сделать следующие ключевые выводы о структуре российского автопарка:

  1. Отечественные автомобили составляют его основу — 33%.
  2. Азиатские бренды (Япония и Корея) занимают второе место с долей в 27%, отставая от лидера всего на 5%.
  3. Европейский автопром представлен 16% всех зарегистрированных машин.

Таким образом, треть российского автопарка — это машины отечественного производства. Примечательно, что значительную часть (17%) до сих пор составляют модели Lada, которые уже давно не выпускаются, что говорит о их надёжности и долговечности в глазах владельцев.