Глубина протектора шины ― это основной показатель степени ее износа. Безопасность управления автомобилем во многом зависит от состояния «резины», поэтому владельцам транспортных средств необходимо знать, при каких параметрах ее пора менять. Определить это можно и без специальных приспособлений.
При каком износе покрышку нельзя использовать
Главное назначение протектора ― это сцепление автомобиля с дорогой. Протектор представляет собой внешний слой покрышки, который выполнен в виде определенного рисунка. Во время езды на летних шинах протектор не позволяет автомобилю скользить в дождливую погоду, а при эксплуатации зимних ― обеспечивает устойчивость на обледенелой дороге.
Для каждого вида транспортных средств правилами дорожного движения установлены требования относительно минимально допустимой высоты протектора. Например, для легковых автомобилей (М1) и микроавтобусов (N2) остаточная глубина рисунка летней «резины» не должна быть меньше 1,6 мм. Для зимних шин этот показатель составляет 4 мм и он изначально больше: летние выпускаются с глубиной протектора 6-8 мм, а зимние ― 8-10 мм.
В соответствии с ПДД езда на транспортном средстве, оснащенном покрышками с предельно изношенным рисунком протектора, запрещается. Наличие такой «резины» относится к неисправностям автомобиля, которые полностью исключают его эксплуатацию.
Монета
Проверить, подходит ли покрышка для дальнейшей безопасной езды, можно при помощи двухрублевой монеты. Для этого нужно взять монету, перевернуть ее головой орла вниз и поместить в таком положении в канавку протектора. Если макушка орла на монете не виднеется из углубления в рисунке, то такую «резину» еще можно использовать, если же голову орла видно, то требуется замена.
Часто шины бывают изношены неравномерно, тогда на колесе следует выбрать место с максимальной степенью износа. Если точно определить участок с наименьшей глубиной рисунка протектора невозможно, то в таком случае лучше делать замеры в нескольких местах.
Спичка
Быстро и просто определить степень износа можно при помощи обычной спички. Стандартная длина спички ― 5 см, а серной головки ― 3-4 мм.
Нужно опустить головку спички в канавку протектора. Если замер проводится на зимней «резине», и головка полностью скрылась в углублении, то дальнейшая эксплуатация разрешается. Если же серная головка отчетливо виднеется за пределами рисунка, то такие зимние шины подлежат замене. При проверке летней «резины» головка спички может виднеться на 1/3, так как требования к остаточной глубине рисунка для нее ниже.
Индикаторы износа на покрышке
Без дополнительных подручных средств определить возможность дальнейшей эксплуатация покрышки можно с помощью индикаторов износа. Они представляют собой специальные выступы в канавках, которые можно найти между узорами рисунка. Высота таких выступов соответствует минимально допустимой глубине протектора (1,6 мм для летних шин и 4 мм ― для зимних). Если по высоте рисунок сравнялся с имеющимися индикаторами, значит, такие шины в целях обеспечения безопасности на дороге подлежат замене.
Практически все производители покрышек на их боковой части ставят специальные отметки («TWI» или треугольник). Напротив таких отметок находятся сами индикаторы износа. Это существенно упрощает поиск, особенно если колеса осматриваются без демонтажа.
Лысая «резина» ― это одна из основных причин аварий на дорогах, особенно зимой, поэтому необходимо четко придерживаться требований ПДД относительно допустимого значения глубины протектора покрышки.