В отличие от чемодана без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко, традиционная бензиновая канистра в подобное позорное положение не попадёт никогда, ибо обладает сразу тремя ручками. Причём все три — металлические. Подобное было не всегда, но всё изменилось ровно 80 лет назад, когда в 1939 г. немецкие инженеры додумались до революционной конструкции тары для жидкого топлива. С тех пор металлические канистры производятся во всём мире неизменно по этой ставшей классической схеме с незначительными вариациями, связанными с объёмом и внешним антуражем.
Почему у канистры для топлива три ручки
Нужды армии, бывшие всегда катализатором творческой мысли учёных и конструкторов, и здесь сыграли решающую роль. Если для штатских автомобилистов не имело принципиальной разницы, в чём перевозить и хранить незначительные количества бензина, то для войсковых интендантов снабжение техники горючим в боевых условия превращалось в жизненную проблему.
По подсчётам тогдашних статистиков, из-за несовершенной топливной тары неоправданные потери горючего в войсках доходили до 40%. Бензин в первой трети прошлого века транспортировался военными от баз хранения до боевых подразделений в металлических бочках ёмкостью 200 л, после чего он чаще всего распределялся по 20-литровым керосиновым банкам из жести. После многократного использования они были ненадёжны, вздуваясь от нагрева и лопаясь по швам. Разливающееся горючее создавало предпосылки к пожарам, которые в те времена были частым явлением.
Имелись тогда и канистры, изготовленные из штампованного металла. Были они различных размеров и форм, что серьёзно затрудняло их складирование и транспортировку. А тонкие металлические ручки были ненадёжны и крайне неудобны при переноске, поскольку резали руки.
Все эти проблемы и должны были устранить инженеры в ходе объявленного в Германии в 1936 г. конкурса, что им замечательно удалось сделать в 1939 г. Получившаяся 20-литровая канистра стала образцом технического дизайна и очень быстро заняла своё место не только в армии и на флоте, но и получила большое распространение в мирной жизни.
Наиболее отличительной чертой на фоне штампованных крестообразных рёбер жёсткости на боковых поверхностях и закруглённых углов стали три ручки.
Помимо прочности и удобства, привлекает внимание их нестандартное количество. Почему ручек именно три? Конструкторы исходили из того, что две 20-литровых канистры на короткое расстояние может вполне перенести в быстром темпе любой военнослужащий, взявшись за средние ручки, создающие удобный баланс при транспортировке. А вот на более дальнее расстояние переносить в скором ритме военной обстановки сразу две ёмкости одному солдату проблематично. Зато с такой проблемой могут справиться два военнослужащих, транспортируя одновременно три канистры на дальнюю дистанцию.
Кроме того, три ручки создают очевидное удобство при складировании канистр друг на друга. И ещё одна особенность подобной конфигурации тары: один человек с помощью боковых ручек способен захватить сразу четыре пустых ёмкости, что в военных скоротечных условиях немаловажно.
Сегодня канистры этого вида по-прежнему широко востребованы по всему миру. Их выпускают ёмкостью 5, 10 и 20 л, сохраняя основные конструкционные особенности и используемый материал. И даже вроде пришедшие на смену металлическим канистрам их пластиковые аналоги не смогли выдержать конкуренции с этими ветеранами топливной тары. Электростатическое электричество, образующееся в пластике и при переливе бензина или иного горючего, дающего искру, намного уступают в безопасности изделиям из металла, лишённым этого опасного свойства.
Отличная эргономика трёхручечных канистр, удобство в их складировании, надёжность и долговечность позволили им и через 80 лет после своего создания по-прежнему уверенно занимать свою нишу на мировом рынке.