Кинематографический разгром: 8 фильмов, где автомобили превращали в металлолом

Для создания зрелищных сцен кинематографисты часто идут на крайние меры. Помимо взрывов и перестрелок, одним из самых эффектных и дорогостоящих приёмов остаётся масштабное уничтожение автомобилей. Такие кадры, где дорогие машины превращаются в груду искорёженного металла, неизменно приковывают внимание зрителей и надолго остаются в памяти. В нашей подборке — восемь культовых фильмов, режиссёры которых не пощадили десятки, а иногда и сотни автомобилей ради идеального кадра.

«Пуля» (1968)

Классика жанра, фильм со Стивом Маккуином, задал высокую планку для всех последующих картин с автопогонями. Легендарная сцена преследования по улицам Сан-Франциско потребовала от создателей беспрецедентных жертв: в ходе съёмок было безвозвратно уничтожено 80 автомобилей. Эта работа стала эталоном реализма и динамики, достигнутого без помощи компьютерной графики.

«Ронин» (1998)

Режиссёр Джон Франкенхаймер, известный своей страстью к автогонкам, подошёл к съёмкам с максимальным профессионализмом. Он привлёк к работе пилота «Формулы-1» Жан-Пьера Ярье и команду из 300 каскадёров. Результатом головокружительных гонок по узким улочкам Парижа и Ниццы стали 80 автомобилей, отправленных в утиль. Фильм до сих пор считается одним из лучших в жанре благодаря аутентичности и безупречно поставленным трюкам.

«Угнать за 60 секунд» (2000)

Несмотря на скромный по современным меркам бюджет в 150 тысяч долларов, создатели фильма устроили на экране настоящую автомобильную бойню, уничтожив 93 машины. Любопытно, что режиссёр Генри Блайт Галицки лично участвовал в съёмках опасной сцены, что едва не привело к трагедии — он получил травмы и был госпитализирован. Однако риск оправдался: эпизод с культовым Mustang 1973 года Shelby GT500 вошёл в историю кино.

«Бросок Кобры» (2009)

Этот боевик не снискал особой любви критиков и зрителей, но отличился масштабом разрушений. В погоне за зрелищностью создатели без сожаления отправили на свалку 112 автомобилей. Хотя фильм не стал рекордсменом, он наглядно демонстрирует, какую цену иногда платят за динамичные экшен-сцены в современном кино.

«Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» (2013)

Пятая часть франшизы о Джоне Макклейне, хотя и не стала самой успешной, отметилась впечатляющим автомобильным апокалипсисом. В ходе съёмок было полностью уничтожено 132 автомобиля, а ещё более 500 получили серьёзные повреждения. Только на приобретение этого «расходного материала» создатели потратили астрономическую сумму — более 9 миллионов долларов.

«Форсаж 5» (2011)

Пятая часть культовой серии поставила рекорд по использованию реального, а не цифрового автохлама. Создатели сознательно минимизировали компьютерную графику, предпочтя ей настоящий металл. В результате на съёмочной площадке было разбито 260 автомобилей, что сделало «Форсаж 5» абсолютным чемпионом франшизы по этому показателю. За всю историю серии счёт уничтоженных машин перевалил за тысячу.

«Матрица: Перезагрузка» (2003)

Вторая часть киносаги, известная прежде всего революционными визуальными эффектами, также отличилась и вполне реальными, «физическими» разрушениями. На съёмках знаменитой сцены автобана, где герои отбиваются от армии клонов, было безвозвратно уничтожено 300 автомобилей. Этот эпизод стал симбиозом высоких технологий и старой доброй практической работы каскадёров.

«Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны» (2011)

Абсолютный рекордсмен нашей подборки. В третьей части истории о войне автоботов и десептиконов было уничтожено 530 автомобилей. Однако здесь есть важная оговорка: большая часть этой техники уже была обречена — это были машины, пострадавшие от ураганов и наводнений и подлежащие утилизации. Таким образом, создатели не только создали грандиозное зрелище, но и дали вторую жизнь металлолому.

С развитием компьютерной графики и технологий виртуальной съёмки масштабное уничтожение реальных автомобилей в кино становится всё более редким явлением. Современные режиссёры предпочитают создавать хаос и разрушения в цифровой среде, что безопаснее для каскадёров, экономичнее для продюсеров и часто неотличимо от реальности для зрителей. Тем ценнее становятся фильмы-рекордсмены прошлых лет, где каждый разбитый автомобиль — это свидетельство рискованной и дорогостоящей работы целой команды профессионалов.