Наметившаяся в последнее время тенденция, как по рекомендациям производителей автомобилей, так и в политике автосервисов, преследует цель тотальной замены неисправных агрегатов на новые. Укрупнённые, функционально законченные узлы, которые и называются агрегатами, безжалостно отправляются на утилизацию, даже если неисправность можно устранить несложным ремонтом. Кстати, сайт agregat-center.ru предлагает ремонт и обслуживание всех автомобильных агрегатов.
В некоторых случаях это, действительно, экономически оправдано. Но в большинстве ситуаций автовладелец фактически оплачивает навязанную услугу. Выгодную всем, кроме конечного потребителя. Тем не менее, выход из ситуации обычно существует, можно найти соответствующего мастера, а можно и самостоятельно произвести ремонт агрегатов. В частности, генератора. Много оборудования и знаний для этого не потребуется, хотя и другая крайность, с отвёрткой на кухне, здесь тоже не сработает.
Кратко об устройстве генератора
Эта мини-электростанция под капотом преобразует механическое вращение своего приводного шкива в электроэнергию строго определённого напряжения и довольно высокой мощности. В автомобилях обычно применяются трёхфазные динамомашины переменного тока, который здесь же и выпрямляется. Стабилизируется напряжение специальной микросхемой, часто называемой реле-регулятором. В состав входят:
- Корпус, где содержатся обмотки статора. Именно они и выдают рабочий ток, измеряемый десятками ампер, поэтому намотан статор толстым изолированным проводом.
- Ротор с обмотками возбуждения. Генерирует вращающееся магнитное поле, которое и наводит токи в статоре. Питание на ротор поступает через медные контакты коллектора. Вращается ротор в двух шариковых подшипниках, а на его валу расположен приводной шкив.
- Щёточный узел. Обычно в его состав и входит то самое электронное реле, которое регулируя ток возбуждения обеспечивает заданное выходное напряжение.
- Блок выпрямителей, иначе называемый диодным мостом. Здесь расположены силовые кремниевые диоды, делающие из генерируемого переменного тока постоянный с пульсациями.
Типовые неисправности и способы их устранения
Примерно с одинаковой статистикой в генераторах происходят два типа отказов. Слабыми местами являются подшипники ротора и щёточный узел питания обмотки возбуждения. И то и другое достаточно просто заменить, если внимательно подойти к процессу разборки генератора.
В зависимости от конкретной модели, трудности может представить снятие шкива. Он закреплён очень туго завёрнутой гайкой большого размера, к тому же подчас прикипевшей. Усилие к гайке приложить несложно, но вот удержание шкива при этом создаст проблему. Проще всего использовать большие тиски, а для предохранения шкива от повреждений на него можно надеть старый генераторный ремень. Если есть возможность использования ударного гайковёрта, это сильно упростит задачу.
Все прочие операции сложностей не составят. Надо только внимательно изучить порядок разборки и сборки данной модели, информации такого рода в сети достаточно. В том числе с картинками и видео.
Некоторые практические советы
Разобрав генератор, лучше сразу поменять все три его проблемные детали – подшипники, щёточный узел и диодный мост. Это не так дорого, как покупка нового прибора, а жизнь проверенному изделию продлит значительно. Обычно генераторы легко ходят больше сотни тысяч, а часто и больше.
Подшипники лучше выбирать от надёжных, известных производителей, а перед установкой проверить наличие в них смазки. Много набивать не надо, при работе она нагреется и выдавится наружу.
Даже если уже куплен и установлен новый генератор, старый выбрасывать не надо. Будет достаточно времени его перебрать и хранить в качестве оперативного запаса.
Если есть сомнения в своих силах, то лучше всё же доверить работу грамотному электрику СТО. Возьмёт он недорого, зато надёжность будет значительно выше, чем при неумелом ремонте.