Умение самостоятельно снять колесо — базовый навык для любого водителя. Поломка или прокол могут застать вас в дороге, вдали от сервисов. В этой статье мы подробно разберём, как безопасно и правильно выполнить эту операцию, используя стандартный набор инструментов.
Что понадобится для работы


Для демонтажа колеса вам потребуется минимальный, но обязательный набор инструментов, который обычно есть в багажнике каждой машины:
- Домкрат — главное устройство для подъёма автомобиля. Он входит в штатную комплектацию и предназначен именно для таких ситуаций.
- Баллонный (торцовый) ключ — специальный ключ для откручивания гаек или болтов крепления колеса. С одной стороны у него головка под размер крепежа, с другой — рычаг для увеличения усилия.
Также могут пригодиться упоры (противооткатные башмаки) для фиксации автомобиля и монтировка, если диск «прикипел» к ступице.
Идеальное место для работы — ровная, твёрдая площадка вдали от движения. Но в полевых условиях выбирать не приходится: найдите максимально ровный и устойчивый участок дороги. Избегайте уклона, рыхлого грунта и близости к потоку машин.
Пошаговый алгоритм снятия колеса
Действуйте последовательно, соблюдая меры безопасности. Вот подробная инструкция:
- Подготовка автомобиля. Зафиксируйте машину: затяните ручной тормоз, а на механической коробке передач включите первую передачу или задний ход, на автомате — режим «P» (Parking). Закройте все двери.


- Установка упоров. Чтобы автомобиль не скатился, подложите под колёса, расположенные по диагонали от снимаемого, упоры. Это могут быть специальные башмаки, кирпичи или крупные камни.


- Обеспечение безопасности на дороге. Если вы меняете колесо у проезжей части, обязательно включите аварийную сигнализацию и установите знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля в населённом пункте и 30 метров — за его пределами.


- Снятие колпака. Снимите декоративный колпак с диска, если он есть. Часто для этого нужно просто поддеть его плоским предметом.


- Ослабление крепежа. Не поднимая автомобиль, ослабьте все гайки или болты крепления колеса. Делайте это по диагональной схеме (например, если болтов 4, то ослабьте первый, затем третий, потом второй и четвёртый). Не откручивайте их полностью, сделайте примерно пол-оборота против часовой стрелки.


- Страховка. Полностью открутите и снимите весь крепёж, кроме одного-двух болтов (гаек). Оставьте их слегка закрученными — это страховка на случай, если колесо соскочит при подъёме.


- Подъём автомобиля домкратом. Установите домкрат в специальное штатное место на днище автомобиля (оно указано в инструкции). На мягком грунте подложите под домкрат широкую доску или плитку для устойчивости. Плавно поднимайте автомобиль до тех пор, пока снимаемое колесо не оторвётся от земли на 2-3 сантиметра.


- Снятие оставшегося крепежа и колеса. Теперь можно полностью открутить и убрать оставшиеся болты или гайки. Аккутно возьмитесь за колесо двумя руками и снимите его со шпилек. Если диск прикипел к ступице, слегка ударьте по внутренней стороне покрышки (не по диску!) или аккуратно подденьте его монтировкой.


Важный совет по безопасности: если вы меняете пробитое колесо, положите его под порог автомобиля рядом с домкратом. В случае непредвиденного соскальзывания, упавшая машина ударится о старое колесо, а не о землю, что минимизирует риск травм и повреждений.
Овладение этим простым алгоритмом позволит вам не растеряться в критической ситуации, сэкономить время и деньги на вызове эвакуатора, и самостоятельно продолжить путь.
