Как правильно снять колесо с автомобиля: подробное руководство с фото

Умение самостоятельно снять колесо — базовый навык для любого водителя. Поломка или прокол могут застать вас в дороге, вдали от сервисов. В этой статье мы подробно разберём, как безопасно и правильно выполнить эту операцию, используя стандартный набор инструментов.

Что понадобится для работы

Для демонтажа колеса вам потребуется минимальный, но обязательный набор инструментов, который обычно есть в багажнике каждой машины:

  • Домкрат — главное устройство для подъёма автомобиля. Он входит в штатную комплектацию и предназначен именно для таких ситуаций.
  • Баллонный (торцовый) ключ — специальный ключ для откручивания гаек или болтов крепления колеса. С одной стороны у него головка под размер крепежа, с другой — рычаг для увеличения усилия.

Также могут пригодиться упоры (противооткатные башмаки) для фиксации автомобиля и монтировка, если диск «прикипел» к ступице.

Идеальное место для работы — ровная, твёрдая площадка вдали от движения. Но в полевых условиях выбирать не приходится: найдите максимально ровный и устойчивый участок дороги. Избегайте уклона, рыхлого грунта и близости к потоку машин.

Пошаговый алгоритм снятия колеса

Действуйте последовательно, соблюдая меры безопасности. Вот подробная инструкция:

  1. Подготовка автомобиля. Зафиксируйте машину: затяните ручной тормоз, а на механической коробке передач включите первую передачу или задний ход, на автомате — режим «P» (Parking). Закройте все двери.
  2. Установка упоров. Чтобы автомобиль не скатился, подложите под колёса, расположенные по диагонали от снимаемого, упоры. Это могут быть специальные башмаки, кирпичи или крупные камни.
  3. Обеспечение безопасности на дороге. Если вы меняете колесо у проезжей части, обязательно включите аварийную сигнализацию и установите знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля в населённом пункте и 30 метров — за его пределами.
  4. Снятие колпака. Снимите декоративный колпак с диска, если он есть. Часто для этого нужно просто поддеть его плоским предметом.
  5. Ослабление крепежа. Не поднимая автомобиль, ослабьте все гайки или болты крепления колеса. Делайте это по диагональной схеме (например, если болтов 4, то ослабьте первый, затем третий, потом второй и четвёртый). Не откручивайте их полностью, сделайте примерно пол-оборота против часовой стрелки.
  6. Страховка. Полностью открутите и снимите весь крепёж, кроме одного-двух болтов (гаек). Оставьте их слегка закрученными — это страховка на случай, если колесо соскочит при подъёме.
  7. Подъём автомобиля домкратом. Установите домкрат в специальное штатное место на днище автомобиля (оно указано в инструкции). На мягком грунте подложите под домкрат широкую доску или плитку для устойчивости. Плавно поднимайте автомобиль до тех пор, пока снимаемое колесо не оторвётся от земли на 2-3 сантиметра.
  8. Снятие оставшегося крепежа и колеса. Теперь можно полностью открутить и убрать оставшиеся болты или гайки. Аккутно возьмитесь за колесо двумя руками и снимите его со шпилек. Если диск прикипел к ступице, слегка ударьте по внутренней стороне покрышки (не по диску!) или аккуратно подденьте его монтировкой.

Важный совет по безопасности: если вы меняете пробитое колесо, положите его под порог автомобиля рядом с домкратом. В случае непредвиденного соскальзывания, упавшая машина ударится о старое колесо, а не о землю, что минимизирует риск травм и повреждений.

Овладение этим простым алгоритмом позволит вам не растеряться в критической ситуации, сэкономить время и деньги на вызове эвакуатора, и самостоятельно продолжить путь.