Ситуация, требующая демонтажа элементов ходовой части, может возникнуть в любой момент, в том числе вдали от сервисных центров. В таком случае водителю следует знать, как правильно снимать колесо с машины.
Необходимые инструменты
Наиболее актуальные вещи, без которых невозможно обойтись при выполнении этой операции:
- Домкрат — это устройство предназначено для поднятия транспортного средства при осмотре и ремонте. Оно обязательно входит в базовую комплектацию автомобиля.
- Торцовый (баллонный) гаечный ключ. На одной его стороне находится рычаг, на другой — головка с размером дискового крепежа.
В качестве вспомогательных средств служат упоры и монтировка.
Для демонтажа диска потребуется наличие гладкой и устойчивой поверхности, а лучше — специализированной площадки обслуживания. Однако, если проблема настигла в пути, выбирать подходящее место не приходится. Поэтому достаточно будет более или менее ровного пятачка без бугров и впадин. Желательно также осуществлять это технологическое мероприятие в стороне от транспортного движения.
Пошаговая инструкция
Для снятия колеса делают следующее:
- Проверяют, чтобы в салоне и багажнике не было ничего лишнего. Машину надёжно стопорят на ручнике, все двери запирают. При этом на автомобиле, оснащённом МКПП, активируют ступень «движение задним ходом», а с АКПП – «парковку».
- Во избежание самопроизвольного скатывания машину закрепляют диагональными упорами. Для этого подойдут противооткатные автобашмаки (клинья, колодки), булыжники, куски кирпича.
- В условиях дорожной обстановки с интенсивным движением включают «аварийку» и обязательно выставляют соответствующий знак экстренной остановки.
- С диска снимают декоративный колпак.
- Все гайки либо болты на колесе равномерно подрывают по диагонали на пол-оборота.
- Крепёж полностью свинчивают кроме последней пары, элементы которой симметрично находятся друг против друга. Это имеет значение, если всего предусмотрено 4 места фиксации. В случае когда их 3, 5 или 6, оставляют хотя бы одну страховочную гайку.
- Домкрат устанавливают таким образом, чтобы его чаша совпала со штатной упорной точкой. Для качественного контакта под основание инструмента подмащивают доску, особенно при мягком грунте (за неимением — иной плоский предмет, например, камень-пластушку). Затем непосредственно начинают осторожный подъём с контролем возможного перекоса. Качают рукояткой до тех пор, пока колесо не начнёт свободно вращаться от толчка. При возникновении критической ситуации устраняют её, опустив автомобиль.
- Свинчивают оставшийся крепёж.
- Если диск плотно пристал к подвеске, используют монтировку. Её расплющенный конец заводят минимум на 10 см под деталь. Левой рукой берутся за диск сверху, правой приподнимают с помощью рычага. После этого быстро снимают колесо, аккуратно наклоняя на себя.
В случае, когда скат пришёл в негодность, но будет производиться его замена, рекомендуется поместить отработанную шину на землю: если автомобиль внезапно упадёт с домкрата, она смягчит удар.
Зная правила замены колеса, можно устранить неполадку в пути, сэкономив время, деньги и не прибегая к помощи специалистов.