Многие сталкивались с досадной ситуацией, когда при откручивании болт ломается, оставляя свою часть в резьбовом отверстии. Умение правильно извлекать такие обломки — ценный навык для любого мастера. В этой статье мы подробно разберём проверенные способы решения этой проблемы в зависимости от того, какая часть крепежа осталась на поверхности.
Что делать, если головка сорвана, но часть болта торчит
Когда шлицы на головке болта полностью сорваны, отвёртка становится бесполезной, но сам крепёж ещё выступает над поверхностью, давая шанс на извлечение.
Важный подготовительный этап для всех методов: перед началом работ тщательно очистите область вокруг болта от грязи, ржавчины и стружки. Затем обильно обработайте место соединения проникающей смазкой (например, WD-40) или машинным маслом. Дайте жидкости время (15-20 минут) проникнуть в резьбу, это значительно облегчит процесс.
Далее можно действовать по нарастающей сложности:
- Использование слесарного инструмента. Первым делом попробуйте зажать выступающую часть крепёжного элемента мощными плоскогубцами, разводным или газовым ключом. Постарайтесь провернуть болт хотя бы на небольшой угол. После первого сдвига снова добавьте смазку и продолжайте выкручивать до конца. Этот метод самый простой и наименее травматичный для детали.


- Создание новой канавки. Если зажать болт не получается, переходите к более радикальному способу. С помощью болгарки с тонким отрезным диском или ножовки по металлу аккуратно сделайте в торце болта пропил (паз) достаточной глубины. Главное — действовать без сильного давления, чтобы не повредить окружающую поверхность. Получившийся шлиц позволит использовать мощную плоскую отвёртку или даже ударную отвёртку для выкручивания.


Если торчащий остаток слишком мал для пропила


Бывает, что над поверхностью остался лишь небольшой «пенёк», на котором невозможно сделать нормальный пропил. В этом случае на помощь придёт сварочный аппарат.
- Возьмите ненужный болт или металлический пруток подходящего диаметра. С помощью сварочного аппарата надёжно приварите его к остатку сломанного крепежа. Сварной шов должен быть качественным, чтобы выдержать нагрузку при откручивании.
- После остывания места сварки, используя ключ, плавно и без рывков начните выворачивать конструкцию. Не забывайте периодически добавлять смазку для облегчения процесса.
Самый сложный случай: болт сломался заподлицо или ниже поверхности


Когда головка отломилась, не оставив над поверхностью ничего, предыдущие методы не сработают. Здесь потребуется аккуратность и точность. Вам понадобится дрель с регулировкой оборотов и набор свёрл по металлу, начиная с самого тонкого (2-3 мм).
Процесс высверливания требует терпения:
- Керном или пробойником наметьте центр будущего отверстия точно по оси сломанного болта.
- Установите в дрель самое тонкое сверло. Выставьте минимальные обороты и, контролируя перпендикулярность, просверлите в центре болта направляющее отверстие.
- Последовательно, шаг за шагом, меняйте свёрла на всё более толстые, каждый раз увеличивая диаметр отверстия. Цель — оставить от тела болта лишь тонкую стенку толщиной около 1 мм.
- Когда стенки будут достаточно истончены, остатки крепежа можно аккуратно раскрошить и извлечь с помощью острого шила, тонкой отвёртки или крючка, стараясь не повредить резьбу в отверстии.
Знание этих методов и их грамотное применение в зависимости от ситуации позволит вам справиться с проблемой сломанного болта с минимальными потерями времени и нервов, сохранив целостность ремонтируемого узла.
