Нестандартное начало
Мой ЗАЗ Lanos достался мне в довольно специфичном состоянии — после предыдущего неопытного владельца, с минимальным пробегом в 1000 км и повреждениями на кузове. Даже сейчас я не всегда могу внятно объяснить друзьям, почему в итоге выбрала именно этот автомобиль.
Поиск автомобиля и судьбоносная встреча
В далеком 2010 году передо мной встала задача купить семейный автомобиль. После изучения рынка и посещения автосалонов я практически определилась с выбором между новыми Nissan и Škoda. Главным условием было забрать машину сразу. Стояла суровая зима с морозами под -20°C, гололедом и высокой влажностью. В салоне из интересующих меня вариантов в наличии был лишь один подходящий экземпляр.
Я уже направлялась к кассе для оплаты, когда мое внимание привлекло большое окно. Из гигантского ледяного сугроба за стеклом торчала помятая передняя часть какого-то серого автомобиля — бампер, решетка радиатора и фара. Остальное было скрыто под полуметровым слоем снега и льда, вокруг не было ни единого следа. На мой вопрос продавец ответил с пренебрежением: «Да это хлам, Запорожец, сдали по трейд-ин еще осенью. Не машина, а ведро, да еще и битое». Именно эта фраза что-то во мне переключила. То ли ностальгия по несбывшейся мечте о «Запорожце» модели 968, то ли внезапное охлаждение к выбранному Nissan, но я попросила показать мне этот занесенный снегом автомобиль.
«Раскопки» и первое знакомство
Продавец, явно сомневаясь в моей адекватности, все же согласился. Дворникам потребовалось около 40 минут, чтобы откопать машину, поливая ее ледяной водой для оттаивания. После этого половина персонала салона в качестве зрителей сопроводила меня к потрепанному авто. Продавец вручил ключи с выражением лица, словно подносил гранату, и все замерли в ожидании.
К всеобщему удивлению, дверь открылась с легким усилием (она слегка примерзла), двигатель завелся с первой попытки и стабильно держал обороты. Под капотом визуально все было в порядке, передачи переключались. Даже на родной всесезонной резине «Росава» автомобиль смог самостоятельно выбраться из ледяного плена. Эта первая демонстрация проходимости и устойчивости впоследствии подтверждалась неоднократно. В итоге я уехала из салона именно на этом ЗАЗе.
Реакция семьи и первые шаги
Дома меня встретили изумленным молчанием и вопросом: «Это что?». «ЗАЗ Шанс, он же шевроле таврический», — бодро отрапортовала я. С тех пор за автомобилем и закрепилось это прозвище. Мы сразу заменили все технические жидкости, сменили резину (родную оставили на лето), подкрасили повреждения и начали активную эксплуатацию.
Особенности эксплуатации и проблемы
В процессе выявились характерные «болячки». Например, прогретый двигатель на холостом ходу выдавал 5000 оборотов — проблема решилась перепрошивкой блока управления (перепайкой «мозгов»). Главным же бичом оказалась стремительная коррозия из-за очень слабой заводской антикоррозийной обработки. Многие другие недостатки были следствием использования дешевых комплектующих и материалов на производстве, а также следствием неаккуратной эксплуатации предыдущими владельцами.
Очень быстро отвалилась клемма обогрева заднего стекла, и вот уже 8 лет я езжу без этой опции — все руки не доходят починить. Слабый обдув и сильное запотевание стекол в дождь тоже явно не в списке достоинств. Однако обнаружился и неожиданный огромный плюс: это единственный автомобиль, в котором не укачивает моего ребенка. Теперь я могу спокойно преодолевать маршруты в 300+300 км без остановок, что для родителей маленьких детей — настоящая победа!
Общая оценка и выводы
В целом, для бюджетного и неприхотливого автомобиля ЗАЗ Lanos — неплохой вариант. Серьезных проблем он не доставляет, и менять его в ближайшее время я не планирую, хотя с поиском некоторых запчастей уже начинаются сложности.
Плюсы автомобиля: Неприхотливость, хорошая устойчивость на дороге, высокая ремонтопригодность, неплохая проходимость, симпатичный дизайн. | Минусы автомобиля: Высокий уровень шума, требует больше внимания и ухода, чем простые иномарки, очень медленный и тяжелый разгон, некачественная отделка салона. |
Совет покупателю: Внимательно проверяйте состояние ходовой части и работу корозки передач. Эта машина для тех, кто готов вкладывать в нее не только деньги, но и свой труд. При должном отношении она может стать довольно удобным и надежным помощником.

