Bajaj Qute: самый доступный автомобиль в мире — компромисс между ценой и комфортом

Bajaj Qute представляет собой уникальный пример сверхбюджетного транспортного средства. Это заднемоторный, заднеприводный автомобиль с облегчённым кузовом, секвентальной коробкой передач и необычной трёхсвечной системой зажигания на цилиндр. Его главная особенность — статус самого дешёвого автомобиля на планете.

Родом из Индии, Bajaj Qute является прямым конкурентом знаменитого Tata Nano. Конструктивно они очень похожи: максимально упрощённый и облегчённый кузов — ключ к низкой стоимости.

В основе конструкции лежит металлический каркас (панель пола). Задние стойки, элементы крыши и крылья — металлические, а вот сама крыша, двери и капот выполнены из пластика. Чтобы удержать цену на уровне примерно 2000 долларов в базовой версии на домашнем рынке, инженерам пришлось пойти на радикальную экономию.

В стандартной индийской комплектации у Qute нет обшивки салона, шумоизоляции, печки и даже дверных замков. Окна заменяет плёнка на молнии, которую нужно скатывать в рулон. Однако для российского рынка автомобиль адаптируют: появятся полноценные стёкла и отопитель, без которых эксплуатация в местном климате была бы невозможна.

Особенности багажных отделений

Традиционного багажника у Bajaj Qute нет. Заднее стекло неоткрывающееся, но часть бампера откидывается, открывая доступ к силовой установке, расположенной сзади. Двигатель и коробка передач обслуживаются именно отсюда.

Пространство для груза организовано нестандартно. Основной отсек находится за спинками задних сидений. В сложенном состоянии их спинок объём увеличивается с 44 до 850 литров. Также есть место под передним сиденьем (в российской версии там будет печка), а спереди под пластиковым капотом расположен 77-литровый багажник необычной формы. Запасное колесо и домкрат размещены в салоне. Любопытная деталь: колёсный диск совмещён с тормозным барабаном.

На индийском рынке существует газовая версия, где под сиденьем размещается газовый баллон — решение, вызывающее вопросы о безопасности. В целом, по результатам краш-тестов Euro NCAP Bajaj Qute получил лишь одну звезду.

Спартанский интерьер

Интерьер Bajaj Qute — это воплощение минимализма. Пластиковая панель с основными органами управления, центральный щиток приборов с ЖК-дисплеем бортового компьютера, который, что важно, показывает включённую передачу (коробка секвентальная).

Для мелочей есть два запирающихся бардачка. Несмотря на скромность, в комплектацию входит полноценный медиацентр с USB, microSD, AUX и радио. Качество звука, впрочем, простое. Сиденья — базовые, обшитые дермантином, с минимальной регулировкой. Педальный узел расположен близко, что требует привыкания.

Обзорность и пространство

Хотя площадь остекления велика, в базовой версии свёрнутые в рулоны плёнки-окна серьёзно ограничивают обзор. В российской модификации эта проблема решена установкой стёкол. Двери — это просто пластиковые панели с карманами для мелочей.

Несмотря на крошечные габариты, Bajaj Qute — полноценный четырёхместный автомобиль. Благодаря высоте кузова, пассажирам на заднем сиденье достаточно просторно для коротких поездок. О каком-либо дополнительном комфорте (подлокотники, дефлекторы) речи не идёт. Важно помнить, что по классификации это квадрицикл (не путать с квадроциклом).

Динамика и управляемость

Высокий центр тяжести и короткая колёсная база требуют от водителя осторожности в поворотах — автомобиль склонен к опрокидыванию. В городском потоке Bajaj Qute держится уверенно, разгоняясь до 60 км/ч. Максимальная скорость ограничена 75 км/ч, но на ней машина становится очень чувствительной к движениям руля.

Секвентальная мотоциклетная коробка передач требует последовательного переключения. При резкой остановке нельзя сразу перейти на нейтраль — нужно «прощёлкать» все передачи вниз.

Двигатель и экономичность

Сердце Qute — одноцилиндровый четырёхтактный двигатель мощностью около 13 л.с. с тремя свечами на цилиндр. Для веса в 400 кг (плюс нагрузка) это немного, но для поддержания скорости 60 км/ч достаточно. Главный козырь — феноменальная экономичность: средний расход около 2 л/100 км, благодаря чему хватает небольшого 8-литрового бака. На трассе расход может возрастать до 3+ литров.

Тормоза эффективны, но отсутствие ABS в сочетании с высоким центром тяжести может вызывать рысканье при резком торможении.

Целевая аудитория и стоимость в России

Bajaj Qute позиционируется в первую очередь как коммерческое транспортное средство для служб доставки (еда, мелкие грузы). Его аргументы против более привычных малолитражек (например, Daewoo Matiz) — сверхнизкие расходы на топливо, обслуживание, страховку и налоги. Дистрибьюторы утверждают, что машина может окупиться за первый год эксплуатации в бизнесе.

В России цена Bajaj Qute составляет около 330 000 рублей. Для сравнения, за эти деньги можно приобрести, например, новую Lada Granta — полноценный классический автомобиль. Таким образом, Bajaj Qute — это узкоспециализированное решение для бизнеса, а не для личного повседневного использования. Это яркий пример того, на какие компромиссы приходится идти ради минимальной стоимости.

Видео Bajaj Qute