История советских мотоколясок СМЗ: от первых моделей для инвалидов до «Оки»

В послевоенные годы в СССР остро встал вопрос о мобильности для множества инвалидов, вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Государству требовалось доступное решение, которое позволило бы этим людям вести активную жизнь.

Первые шаги: Киевская мотоколяска К-1В

Уже в 1946 году на Киевском мотоциклетном заводе начался выпуск первых мотоколясок модели К-1В. Их создали на базе мотоцикла К-1Б, существенно переработав конструкцию.

Чтобы адаптировать технику для людей с ограниченными возможностями (в частности, без одной или обеих ног), инженеры изменили раму и заменили одно заднее колесо на два. Между этими колесами разместили просторный, условно двухместный сиденье-«диванчик».

Однако в ходе эксплуатации быстро проявились серьёзные недостатки. Конструкция оказалась недостаточно прочной, двигатель был перегружен, а из-за единственного ведущего колеса машина с трудом преодолевала скользкие подъёмы. Стало ясно, что нужен принципиально новый подход.

Новое поколение: Серпуховский мотозавод и модель С-1Л

Задачу по созданию улучшенной мотоколяски поручили Центральному конструкторскому бюро мотоциклостроения. Результатом их работы стала модель С-1Л, серийное производство которой началось в 1952 году на Серпуховском моторном заводе (СМЗ).

Это была уже более совершенная машина со стальным кузовом на трубчатом каркасе и тентовой крышей. В качестве силового агрегата использовался двигатель от мотоцикла М-1А, оснащённый принудительным охлаждением. Конструкция включала механические тормоза (только на задние колёса) и независимую заднюю пружинную подвеску с фрикционными амортизаторами. Управление осуществлялось с помощью мотоциклетного руля, а максимальная скорость не превышала 30 км/ч.

Со временем С-1Л модернизировали: увеличили мощность двигателя и добавили электростартер. Но трёхколёсная схема уже считалась устаревшей, и конструкторы задумались о переходе на четырёхколёсную компоновку.

Эволюция: от трёх колёс к четырём

Совместно со специалистами из НАМИ была разработана принципиально новая модель. В 1958 году начался выпуск мотоколяски С-3А. Главным новшеством стали четыре колеса, что значительно улучшило устойчивость и управляемость.

На машину установили более мощный двухтактный двигатель от мотоцикла ИЖ-49, четырёхступенчатую коробку передач и полностью независимую подвеску всех колёс.

Лебединая песня: модель С-3Д

Апогеем развития серпуховских мотоколясок стала модель С-3Д, появившаяся в 1970 году. Она получила ещё более мощный двигатель от «Ижа» и, что важно, новый цельнометаллический кузов, хотя шасси осталось практически без изменений.

Эту модель, ставшую символом целой эпохи, выпускали вплоть до 1997 года. На смену ей пришли инвалидные модификации микролитражного автомобиля «Ока», производством которых также занялся Серпуховской завод.

Заключение: значение мотоколясок

Подводя итог, стоит признать: мотоколяски СМЗ, конечно, не были полноценной заменой автомобилю. Они были медленными, шумными и не отличались изысканным дизайном. Но их историческая и социальная роль колоссальна. Эти скромные машины подарили свободу передвижения и частичку независимости тысячам людей, для которых мобильность была самой острой проблемой. За это они по праву занимают почётное место в истории отечественного автомобилестроения и в памяти народа.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Мотоколяски СМЗ.