
Пикапы традиционно ассоциируются с крупными рамными автомобилями, обладающими серьёзными внедорожными качествами и открытой грузовой платформой. Однако в истории автомобилестроения существует особая, более изящная разновидность — лёгкие пикапы, построенные на базе обычных легковых машин.

Что такое «ют»?
Этот класс автомобилей известен как «Coupé utility» или просто ют. По сути, это коммерческий автомобиль малой грузоподъёмности, созданный на платформе легковушки. Он сочетает в себе комфорт пассажирского салона с функциональностью открытой грузовой площадки.

Истоки легковых пикапов
Идея переделать легковой автомобиль в грузовичок появилась практически одновременно с началом массового автопроизводства. Одними из первых таких экспериментов можно считать пикапы на базе знаменитых Ford Model T и Ford Model A (1927 года).

Но первым серийным автомобилем, изначально спроектированным как ют, по праву считается Ford Coupe Utility 1934 года.

Легенда о фермере и его жене
Согласно популярной истории, толчком к созданию такого гибрида стало письмо, которое в 1932 году получило отделение Ford в Австралии. Жена фермера из штата Виктория спросила: «Можете ли вы построить автомобиль, на котором мы сможем поехать в церковь в воскресенье, не промокнув под дождём, а в понедельник мой муж сможет возить на нём свиней на рынок?» Этот запрос на идеальный автомобиль «и для дела, и для души» якобы и вдохновил инженеров.
Концепция оказалась успешной, и вскоре на рынок вышли конкуренты: австралийский Holden (дочерняя компания General Motors) и американский Studebaker.

Studebaker Coupe Express

GM-Holden Bedford
Расцвет в Америке: Ranchero и El Camino
На североамериканский рынок класс ютов уверенно вывел Ford Ranchero, представленный в 1957 году. Это был стильный автомобиль, сочетавший черты легкового седана и пикапа.

General Motors не осталась в стороне и в 1959 году ответила своей легендой — Chevrolet El Camino, который на долгие годы стал символом американских ютов.

К середине 1960-х годов юты в США переживали пик популярности. Многие модели обзавелись мощными спортивными версиями.
Обратите внимание: Огромные американские пикапы.
Например, Ford Ranchero Cobra Jet оснащался двигателем мощностью свыше 400 лошадиных сил и разгонялся до 100 км/ч всего за 6 секунд, что для своего времени было выдающимся результатом.Закат эры в США и процветание в Австралии
Золотой век американских ютов был недолгим. Топливный кризис 1970-х годов и наступление экономичных компактных автомобилей из Японии резко снизили интерес покупателей к этим прожорливым гибридам. К 1980-м годам их производство в США практически сошло на нет.
А вот на родине ютов, в Австралии, они никогда не теряли популярности и стали настоящим культурным феноменом. Долгие годы рынок делили две легендарные модели: Holden Ute и Ford Falcon Ute.


Конец эпохи
Однако и эта глава автомобильной истории подошла к концу. В 2016 году Ford прекратил производство Falcon Ute, а год спустя, в 2017-м, Holden также свернул выпуск своих ютов. Основной причиной стала экономическая нецелесообразность: разработка и поддержка отдельной заднеприводной платформы для относительно нишевого автомобиля стали слишком дорогими.
Так завершилась ещё одна яркая веха в мировом автомобилестроении. А история продолжает жить в архивах, воспоминаниях и таких вот рассказах.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Юты - легковые пикапы.

