Трактор «Кировец» К-700 — это настоящий советский титан, который, несмотря на прекращение производства, до сих пор можно встретить в работе. Его образ гипнотизировал современников: машину величали «царём полей» и «громовержцем». Свист турбины и мощный рёв двигателя предвещали начало масштабной работы. Хотя это и не боевая машина, её мощь и влияние были сопоставимы с танком.

Разработка К-700 велась при участии знаменитого конструктора Жозефа Котина, известного своими танками. Этот трактор стал ответом Советского Союза на американскую технику, в частности на тракторы John Deere, которые произвели сильное впечатление на Никиту Хрущёва во время его поездки в США. Выпущенный в 1962 году, этот гигант с общим тиражом более 400 тысяч экземпляров на долгие десятилетия превратился в символ индустриальной мощи и прогресса СССР. Официально производство завершилось в 2002 году, но даже сегодня К-700 можно увидеть на полях и стройплощадках, что вызывает жаркие споры о его исторической роли.
Истоки создания советского гиганта
В середине 1950-х годов механизация сельского хозяйства в СССР находилась на низком уровне. Существовавшие гусеничные тракторы, например, ДТ-54 мощностью 54 лошадиные силы, не справлялись с задачами по освоению целинных земель и восстановлению аграрного сектора после военной разрухи.
Задача создать мощный колесный трактор была поставлена на самом высоком уровне, чтобы кардинально изменить ситуацию. За основу будущего К-700 был взят немецкий трактор Wagner, но советские инженеры пошли дальше, создав машину двойного назначения: для мирного труда и для использования в качестве тягача для артиллерии в военное время. Результатом стал 12-тонный монстр, напоминавший «огромную рептилию», способный работать с самыми широкозахватными сельскохозяйственными орудиями.
Конструкция, опередившая своё время
Устройство «Кировца» для своего времени было настоящим инженерным прорывом.
· Шарнирно-сочленённая рама: Конструкция из двух полурам, соединённых шарниром, обеспечивала невероятную манёвренность для машины таких габаритов. Трактор мог поворачивать практически на месте, разворачиваться без изменения положения передних колёс и уверенно двигаться по пересечённой местности.
· Двигатель и трансмиссия: Первые модели оснащались 8-цилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-238НБ мощностью 217–220 л.с. Интересной особенностью трансмиссии было отсутствие классического сцепления — вместо него использовалась педаль сброса давления в 4-диапазонной коробке передач. Такая конструкция обеспечивала 16 скоростей движения вперёд и 8 назад, что делало трактор невероятно гибким в работе.
· Ходовая часть и колёса: Четыре бездисковых колеса с шинами низкого давления (размер 23.1/18-26 дюймов) и дорожный просвет в 440 мм обеспечивали высокую проходимость даже на влажной и зыбкой почве. Полный привод 4×4 с возможностью отключения одной пары колёс завершал картину.
Сравнение основных модификаций трактора «Кировец»
Особенности.
К-700 ЯМЗ-238НБ 217–220 л.с. 11 000 кг. Базовая модель, «горбатый» капот.
К-700А ЯМЗ-238НД 230–235 л.с. 12 800 кг. «Тупорылый» капот, два топливных бака.
К-701 ЯМЗ-240БМ 300 л.с. 12 400 кг. 12-цилиндровый двигатель, апогей мощности.
Неоспоримые преимущества: почему его любили
Производительность и универсальность. Один К-700 мог заменить несколько гусеничных тракторов типа ДТ-75, выполняя объём работ в 2–3 раза быстрее. Благодаря тяговому классу 5 и трёхточечной гидравлической системе с грузоподъёмностью 2 тонны, он мог работать с огромным парком навесного оборудования — от девятикорпусных плугов до бульдозерных отвалов и погрузчиков.
Высокая ремонтопригодность. Конструкция основных узлов была простой, что позволяло проводить ремонт максимально быстро. Многие запчасти были взаимозаменяемы между модификациями, а их доступность в магазинах делала обслуживание относительно несложным.
Обратите внимание: Редчайший советский лимузин 60 лет простоял заброшенным в саду.
Проходимость и всепогодность. «Кировец» мог работать в условиях, недоступных для многих других тракторов — на болотистой почве, в глубоком снегу, в условиях полного бездорожья. Двигатель легко запускался как в сильную жару, так и в мороз, особенно при наличии системы предпускового подогрева.
Тёмная сторона легенды: недостатки, которые нельзя забывать
Угроза безопасности. Высокий центр тяжести делал трактор склонным к опрокидыванию на крутых склонах и неровной местности. Для тракториста такая авария часто заканчивалась трагически. Вынесенный далеко вперёд двигатель серьёзно ограничивал обзор, создавая большую слепую зону и повышая риск аварий.
Деструктивное воздействие на почву. Масса в 11–13 тонн создавала удельное давление на грунт, которое превышало допустимые нормы для многих сельскохозяйственных работ. Трактор чрезмерно уплотнял почву, что в долгосрочной перспективе снижало её плодородие. Агрономы неоднократно критиковали этот факт, но даже в более поздних модификациях проблема полностью не решалась.
Комфорт и эргономика. Несмотря на наличие в кабине вентиляции, отопления и подрессоренного сиденья, уровень шума и вибрации был чрезвычайно высоким. По современным меркам условия труда водителя оставляли желать лучшего, а эффективность рессорной подвески переднего моста оценивалась как низкая.
Спорная экономическая эффективность. Хотя один К-700 заменял несколько меньших тракторов, его применение для многих стандартных сельхозработ было избыточным и приводило к значительному перерасходу топлива. Некоторые специалисты даже высказывали мнение об «абсолютной бесполезности такой техники в сельском хозяйстве» из-за её огромных размеров и массы.
Провокационное наследие: устаревшая машина или вечная классика?
Сегодня, когда производство давно остановлено, «Кировцы» продолжают трудиться. Их живучесть — это не только доказательство продуманной конструкции, но и печальный индикатор состояния технопарка многих сельских хозяйств. Жертвенный труд этих «ветеранов» помогает пережить кризисы, но одновременно сдерживает техническое перевооружение отрасли.
«Кировец» К-700 — это машина-парадокс. С одной стороны, это воплощение инженерного гения, символ мощи и трудоспособности целой эпохи. С другой — неуклюжий гигант, опасный для оператора и вредный для почвы. Он был порождением своего времени с его гигантоманией и верой в безграничность ресурсов.
Его наследие заставляет задуматься: настоящая легенда — это то, что идеально выполняет свою работу, или то, что, несмотря на все недостатки, навсегда оставляет глубокий след в истории? Ответ, как и сама машина, неоднозначен. Но то, что этот след глубок, как борозда, проложенная на целине, — неоспоримый факт.
Источник - https://dzen.ru/a/aN8xgG75czv5grv1
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Советский динозавр: как К-700 губил почву и выжимал все соки из СССР.


