Леон Болле и его вуатюрет: как лёгкий трицикл покорил мир автоспорта

На конкурс @AnnrR. Автор Василий Шишка.

Автомобиль Леона Болле. 1895 г.

Не тележка, а революция

На первый взгляд, творение Леона Болле 1895 года может показаться несерьёзным — что-то среднее между инвалидным креслом и велосипедом с мотором. Однако, если провести историческую параллель, этот аппарат для своего времени был тем же, чем сегодня является Porsche 911 — иконой дизайна и инженерной мысли. Именно такие, казалось бы, смешные первые шаги автомобилестроения заложили основу для всей современной автомобильной культуры, включая даже такие дисциплины, как дрифт.

Porsche 911 — современный наследник духа новаторства.

Конкуренты эпохи: мощь против лёгкости

Чтобы понять масштаб инновации Болле, стоит взглянуть на его главных соперников. В том же 1895 году на трассы выходили автомобили, которые сегодня считаются прародителями машин.

Panhard-Levassor. 1895 г. Фактический победитель гонки Париж-Бордо (1178 км), лишённый первого места из-за формальностей в правилах.

Panhard-Levassor, самый быстрый автомобиль того года, весил около 500 кг и обладал мощностью в 4 лошадиные силы. Его водитель, Левассор, с восторгом и ужасом вспоминал: «Временами я делал 30 км/ч, это было безумие!»

Peugeot. 1895

Автомобиль Peugeot был чуть легче — около 400 кг, но и скромнее по мощности — 3,5 л.с.

Леон Болле. Конструкция с отстёгивающимся передним сиденьем мгновенно превращала семейный экипаж в спортивный.

А вот трёхколёсный вуатюрет (от фр. «voiturette» — тележечка) Леона Болле весил всего 150 кг и имел двигатель в 3 л.с. Ключевое преимущество было в соотношении мощности к весу: одна «лошадка» Болле тащила лишь 50 кг массы, в то время как у конкурентов этот показатель был минимум в два раза хуже. Добавьте к этому низкий центр тяжести трицикла — и получался невероятно проворный для своего времени аппарат.

Триумф в Брайтоне: трициклы против гигантов

Леон не только создал автомобиль, но и дал имя целому классу сверхлёгких машин — «вуатюрет». Лицензии на производство были проданы нескольким компаниям во Франции и Англии. И именно в Англии состоялась его звёздная гонка.

Пока Франция вовсю гоняла на тысячекилометровых дистанциях, в Англии перед каждым «безлошадным экипажем» по закону должен был идти человек с красным флагом.

Этот архаичный закон отменили лишь в конце 1896 года, и в ноябре было решено отметить прогресс гонкой из Лондона в Брайтон (около 80 км). На старт вышли лучшие марки мира: солидные Daimler, Benz, Peugeot, американский Duryea и даже экзотические конструкции вроде творения мистера Пеннингтона, рядом с которым трицикл Болле выглядел образцом здравого смысла.

Собрались солидные люди и машины.

Были представлены все ведущие автомобильные марки мира:

Daimler

Benz

Peugeot

Из Америки прибыл Duryea

Экстравагантный автомобиль мистера Пеннингтона. На его фоне трицикл Болле выглядит очень практично.

Англичанин Берси представил электромобиль.

Обратите внимание: Топ 18 самых дорогих машин (без учëта налогов) часть 1.

Понимая ограниченный запас хода, организаторы разрешили ему часть пути преодолеть на поезде.

Особо уверенно себя чувствовали два английских джентльмена, которые приобрели самые продвинутые Panhard-Levassor — победителей французских гонок 1895 и 1896 годов. Они были уверены в лёгкой победе.

Два Panhard-Levassor (вверху) — главные фавориты по мнению публики.

Всего на старт вышло 50 экипажей. Среди участников был и сам Готлиб Даймлер. И вот, когда, казалось, все фавориты определены, на старт прибыли четыре лёгких трицикла Леона Болле.

Первым управлял сам Леон Болле.

Вторым — его брат Амедее, третьим — мистер Дункан.

Четвёртым — Чарльз Роллс, будущий сооснователь легендарной компании Rolls-Royce.

Гонка вопреки: толпа, дождь и канавы

Старт оказался хаотичным: огромная толпа зрителей, для которой не предусмотрели ограждений, буквально облепила машины. Участникам приходилось буквально пробиваться сквозь людское море, стараясь никого не задавить.

Чарльз Роллс в самой первой в истории автомобильной «пробке».

Вырвавшись за город, гонщики попали в сильнейший дождь и ветер. Начали ломаться машины, прокалываться колёса. Многие сошли с дистанции. Мистеру Дункану пришлось свернуть в канаву, чтобы избежать столкновения с выскочившей лошадью, а его пассажир отправился в полёт через изгородь.

Злоключения мистера Дункана. После инцидента его и машину вытаскивали лошадьми.

Но, несмотря ни на что, к финишу добрались 12 автомобилей. Сенсацией стало то, что первыми, с огромным отрывом, финишировали два трицикла Болле: Леон и его брат Амедее. Следующий участник показался на финише лишь спустя целый час. Лёгкость и управляемость вуатюрета взяли верх над мощью и солидностью конкурентов.

Вуатюрет завоёвывает мир

После триумфа в Брайтоне автомобильчик Леона Болле стал невероятно популярен. Он оказался не просто гоночным аппаратом, а универсальной машиной для жизни.

Идеальный экипаж для романтической прогулки.

Практичный транспорт для военных.

Вместительное (для своего класса) средство передвижения для компании.

Появились и грузовые варианты.

Его взяла на вооружение полиция.

И даже пожарные. Всего 3 лошадиные силы везли трёх человек, лестницу и пожарное оборудование.

Этот автомобиль стал первым на Аляске и добрался даже до России.

В России инженер Пётр Пузанов не только катался на Болле с семьёй, но и модернизировал его, увеличив мощность. Под именем «Болле-Пузанов» этот автомобиль участвовал в гонках и занимал призовые места.

К 1899 году было изготовлено более 1200 вуатюретов Леона Болле, что превысило общий выпуск всех моделей Panhard-Levassor к тому моменту (825 штук). Благодаря такой распространённости, этот автомобиль сегодня можно найти во многих музеях Европы, а несколько десятков экземпляров бережно хранят коллекционеры.

Продолжение следует

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автомобиль Леона Боллее. Часть 1.