Автомобиль Леона Боллее. Часть 1

На конкурс @AnnrR. Автор Василий Шишка.

Автомобиль Леона Боллее. 1895 г.

Вы скажете: ну какой же это автомобиль? Это какое-то инвалидное кресло с моторчиком. Но не торопитесь, если проводить аналогию с автомобилями сегодняшнего дня, это будет Porsche 911. Первые автомобили сейчас кажутся смешными, но если бы их не было, то не было бы и современных авто, и не было бы дрифта.

Porsche 911

Panhard-Levassor. 1895 г. Прибыл первым в гонке Париж-Бордо 1895 г. на дистанцию 1178 км., но ему не дали первое место из-за нюансов правил.

Конкурент Леона Болле, самый быстрый автомобиль 1895 года Panhard-Levassor — весил примерно 500 килограммов и имел мощность целых 4 лошадиных силы. Левассору, который управлял этим автомобилем, приписывают слова: "Временами я делал 30 км/ч, это было безумие!"

Peugeot. 1895

Пежо весил примерно 400 кг, имел мощность 3,5 л.с.

Леон Болле. Переднее сиденье снималось, и вуаля, вы спортсмен!

Творение Леона Болле весило 150 кг и имело 3 л.с. Соответственно, 1 л.с. трицикла Леона Болле тащила на себе 50 кг автомобиля, а у конкурентов — как минимум в 2 раза больше. Плюс низкий центр тяжести. И эгегей, понеслись! Эгегей вместе с бистро прижилось у французов после войны 1812 г.

Леон назвал это чудо техники вуатюрет, что означает «тележка», и тем самым дал название целому классу сверхлёгких автомобилей. Он продал лицензии на производство двум французским фирмам — это Hurtu Dijon и Анонимное общество автомобилей Voiturette — и одной английской Coventry Motette.

Когда у французов уже проходили гонки на дистанцию свыше тысячи километров, в Англии ещё действовал закон, требующий, чтобы перед каждым автомобилем шёл человек с красным флагом.

Под конец 1896 года этот закон отменили, и в ноябре англичане решили устроить большой автомобильный забег из Лондона в Брайтон примерно на 80 километров.

Собрались солидные люди

Были представлены все ведущие автомобильные марки мира:

Daimler

Benz

Peugeot

Из Америки прибыл Duryea

Конечно же был вездесущий мистер Пеннингтон. Глядя на этот автомобиль, согласитесь, трицикл Леона Болле уже не кажется странным

Англичанин Берси представил свой электромобиль.

Обратите внимание: Топ 18 самых дорогих машин (без учëта налогов) часть 1.

Но так как было понятно, что на такой дальности его электромобиль проехать не сможет, то было решено, что он проедет до определённого места, а дальше погрузят его и поездом прибудет в конечный пункт.

Два самых хитрых англичанина купили два Panhard-Levassor (вверху). Слева мощностью 4 лошадиных силы — самый быстрый автомобиль 1895 года, который пришёл первым в гонке Париж—Бордо—Париж, а справа мощностью в 6 лошадиных сил, который уже в текущем 1896 году был победителем гонки Париж—Марсель—Париж. «Ну, сейчас мы всем тут покажем», — думали они про себя.

Всего собралось 50 автомобилей, даже Готлиб Даймер лично приехал.

И тут прибыло 4 дырчика Леона Болле.

Первым управлял сам Леон

Вторым — его брат Амедее, третьим — мистер Дункан.

Четвёртым — Чарльз Роллс. Вы знаете фирму Rolls-Royce? Так вот это будущий сооснователь

Посмотреть на невиданное доселе зрелище собралась огромная толпа лондонцев, а организаторы не предусмотрели по неопытности защитный кордон. И когда был дан старт, то автомобилям пришлось пробиваться сквозь эту толпу, аккуратно, чтобы никого не задавить.

Вот, например, Роллс стоит в пробке

Когда участники выбрались за город, то начался сильный дождь, порывистый ветер, стали прокалываться колёса, ломаться машины. Некоторые участники сказали: «Да ну его... нафиг!» — и повернули назад.

Перед мистером Дунканом выскочила лошадь, он был вынужден свернуть в канаву, а его пассажир улетел в изгородь, что показывает нам художник. Дальше Дункана тащили лошади

Но невзирая на тяжёлые погодные условия, самые упорные продолжали двигаться вперёд, и к финишу добралось целых 12 автомобилей. Первым был Леон, вторым — его брат Амедее. А следующий автомобиль подъехал только через час.

Вуатюрет Леона Болле был очень популярен.

Мужчины катали прекрасных дам

Бравые военные — сразу двух

Мажоры — четырёх

Были грузовые варианты

Его использовала полиция

И пожарные. Обратите внимание: три лошадиных силы везут трёх человек, лестницу, рукава, какую-то амуницию.

Это был первый автомобиль на Аляске.

И конечно же был этот автомобиль и в России. Инженер-технолог Пётр Михайлович Пузанов приобрёл его в конце девятнадцатого века. Катал свою семью, потом модернизировал, поднял мощность с 3 до 4 лошадиных сил. В 1901 году участвовал уже в гонках, а в 1902 году занял второе место на гонках по маршруту Стрельна—Красное Село—Стрельна на автомобиле под названием Болле-Пузанов (Информация предоставлена Станиславом Кирильцом).

К концу 1899 года было изготовлено свыше 1200 вуатюретов Леона Болле, тогда как в сумме Panhard-Levassor было изготовлено только 825. Поэтому этот автомобиль есть практически в каждом музее Европы, и несколько десятков находится у коллекционеров.

Продолжение следует

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автомобиль Леона Боллее. Часть 1.