Skoda Favorit: Чешский ответ «зубилам» ВАЗ и прорыв в будущее

Перед вами главный герой нашего рассказа — автомобиль, ставший символом перемен.

Вместо введения: Новая эра чехословацкого автопрома

В то время как советские дороги покоряли угловатые «зубила» ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, в братской Чехословакии тоже готовили свой ответ. Местный автопром, известный своими заднемоторными Skoda и мощными грузовиками Tatra, понимал, что будущее — за передним приводом. Так началась история создания принципиально новой модели, которая должна была сменить устаревшую конструкцию. Знакомьтесь — Skoda Favorit, чешское «зубило», ставшее настоящим прорывом.

Предыстория: Долгий путь к переднему приводу

Один из прототипов, приблизивших появление «Фаворита».

Чехословацкая инженерная школа всегда была сильна, но к началу 80-х стало ясно, что концепция заднемоторных автомобилей исчерпала себя. Первые попытки создать переднеприводную машину предпринимались совместно с инженерами из ГДР, но успеха не принесли. Были и собственные проекты под индексами 720, 760, 780 и 781, но они так и остались на бумаге.

Ранний проект 720 — одна из первых попыток создать переднемоторный автомобиль.

Всё изменилось в 1982 году, когда руководство страны поставило перед заводом AZNP амбициозную задачу: за пять лет разработать современный переднеприводный автомобиль. Для создания дизайна привлекли знаменитое итальянское ателье Bertone. Уже в конце 1983 года был готов гипсовый макет, а затем и прототип кузова. Планировалось выпустить целое семейство: хетчбэк, седан, универсал и даже купе.

Один из опытных образцов, проходивших испытания.

В разработке активно участвовали Пражский автомобильный институт и западногерманская компания Porsche. Машину тестировали в суровых условиях Альп и на дорогах Италии. Чехословацкие инженеры самостоятельно создали силовой агрегат, подвеску и тормозную систему. В итоге к 1985 году, уложившись в срок, они представили готовый к производству автомобиль.

Имя и характеристики: Рождение «Фаворита»

Название «Фаворит» было позаимствовано у модели 1930-х годов, что подчеркивало связь с историей марки. В процессе создания, помимо Bertone и Porsche, участвовали ещё два десятка компаний. Ключевыми особенностями новой модели стали: поперечное расположение двигателя, передний привод и практичный кузов хетчбэк. В автомобильной прессе того времени его сразу начали сравнивать с советскими «восьмёрками» и «девятками».

Сравнение силуэтов: «Фаворит» и его советский «собрат».

Серийное производство стартовало в 1987 году на заводе в Врхлаби. По сравнению со старыми заднемоторными «Шкодами» новая модель выглядела невероятно современно. Конструкторам удалось почти вдвое сократить количество штампованных деталей кузова (с 405 до 227), а салон стал значительно просторнее.

Панель приборов «Фаворита» — функциональная и лаконичная.

Дизайн кузова, хоть и угловатый («зубильный»), отличался хорошей аэродинамикой. Коэффициент лобового сопротивления (Cx) составлял 0,36, что было лучше, чем у ВАЗ-2108 (0,463). Задняя часть была сделана короче, чем у «девятки», для придания динамичности силуэту. Позже к хетчбэку добавился универсал Forman, а вот трёхдверный хетчбэк и седан, к сожалению, так и не дошли до конвейера.

Прототип трёхдверного купе Favorit, оставшийся мечтой.

Интересно, что до 1988 года автомобиль не поступал в свободную продажу — шёл период сбора данных об эксплуатации. И только затем «Фаворит» стал доступен широкой публике.

Прототип Tremp, который позже вдохновил на создание модели Felicia Fun.

Универсал Forman успешно пошёл в серию и стал очень популярен.

Задние двери хетчбэка и универсала были унифицированы. Технически «Фаворит» представлял собой классический переднеприводник: подвеска McPherson спереди, полузависимая балка сзади, реечное рулевое управление. Двигатели объёмом от 1.1 до 1.3 литра устанавливались на подрамнике. Также выпускались коммерческие версии — фургоны и пикапы. Седан и трёхдверка не увидели свет из-за политических перемен, последовавших за «Бархатной революцией».

Прототип седана — ещё одна нереализованная возможность.

Сравнение с ВАЗ-2109 («девяткой») было вполне оправданным. Четырёхцилиндровые карбюраторные двигатели «Фаворита» мощностью 58–63 л.с. практически не уступали советским аналогам.

«Фаворит» в Восточной Европе и не только: Мировая экспансия

«Фаворит» в специальной дилерской версии Decatop (Нидерланды).

География продаж Skoda Favorit впечатляла: Латинская Америка, Турция, Великобритания, Израиль, Германия и многие другие страны. За рубежом он часто стоил дешевле «Самары». Например, в Германии цена «Фаворита» начиналась от 14155 марок, в то время как за ВАЗ-2109 просили около 16500.

Праворульный «Фаворит» для рынка Великобритании.

Просторный и практичный салон, экономичный двигатель (около 4.5 л/100 км) и доступная цена привлекали покупателей, в том числе и на постсоветском пространстве. Однако конструкция, в частности подвеска, была больше ориентирована на хорошие дороги и городскую эксплуатацию, а не на российские реалии с их ямами и ухабами.

«Фаворит» в Венгрии. Схожесть с «длиннокрылой» ВАЗ-2109 очевидна.

Базовым долгое время был 1.3-литровый мотор мощностью 58 л.с. Однако после того, как Skoda вошла в концерн Volkswagen Group, двигатель модернизировали, увеличив мощность до 64 л.с. Изменения коснулись и других элементов: появился впрыск топлива, обновился интерьер, усилили безопасность. В 1993 году прошла ещё одна глубокая модернизация: новые бамперы, улучшенная электрика, складывающиеся задние сиденья. А в 1994 году эстафету у «Фаворита» приняла новая модель — Skoda Felicia.

Вместо заключения: Наследие и значение

Skoda Felicia — прямой преемник, продолживший успех «Фаворита».

Чем же в итоге стал Skoda Favorit? Для чехословацкого, а затем и чешского автопрома это был безусловный прорыв, аналогичный по значению появлению ВАЗ-2108 в СССР. В то время как в Югославии похожий проект Zastava Florida был остановлен войной, а румынская Dacia Nova сильно запоздала, «Фаворит» успел стать массовым и популярным автомобилем.

Серийная Skoda Felicia Fun — воплощение идеи прогулочного автомобиля, заложенной в прототипе Tremp.

План производства был перевыполнен многократно: вместо запланированных 300 тысяч к 1995 году собрали более 780 тысяч автомобилей! «Фаворит» успешно выступал в ралли и кольцевых гонках, доказывая свою надёжность.

Концепт-арт электрокара, вдохновлённого «Фаворитом» — дань уважения классике.

Эта модель заложила фундамент для будущего успеха Skoda в составе VAG. Именно на её базе и опыте выросли такие хиты, как Fabia, Octavia, Superb и другие. Даже сегодня дизайнеры компании в ностальгических концептах переосмысливают «Фаворит» как электромобиль, что лишь подтверждает его статус настоящей автомобильной легенды.

Обратите внимание: Отзыв о Skoda Superb.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автолегенды. Часть 12 - Skoda Favorit: Чешское "зубило".