Проверка автомобиля с пробегом: от звонка продавцу до осмотра кузова

Здравствуйте! Меня зовут Михаил Поляков, и я уже более десяти лет профессионально занимаюсь подбором автомобилей с пробегом для клиентов. В этой статье я хочу поделиться своим опытом с теми, кто решил самостоятельно выбрать и проверить подержанный автомобиль. Моя цель — повысить грамотность покупателей и усложнить жизнь недобросовестным перекупщикам.

Продолжение руководства по выбору авто

Это вторая часть масштабного руководства «Как выбрать и купить хороший автомобиль с пробегом за 10 шагов». Если вы не читали первую часть, опубликованную ранее, рекомендую начать с неё, чтобы получить полную картину. Для тех, кто предпочитает визуальный формат, в конце статьи будет размещено видео на YouTube, где вся информация изложена компактно. Любителям чтения же придётся подождать и третью часть — материала очень много.

В первой статье мы подробно разобрали первые три шага из десяти. Напомню полный план действий:

  1. Выбор марки и модели

  2. Определение бюджета

  3. Анализ объявлений

  4. Прозвон продавцов

  5. Проверки по базам данных

  6. Проверка документов

  7. Проверка идентификационных маркировок

  8. Проверка кузова автомобиля

  9. Технический осмотр автомобиля

  10. Оформление сделки

Шаг 4: Прозвон продавцов

Если объявление выглядит привлекательно, следующий обязательный этап — телефонный разговор с продавцом. Его цель — узнать подробности об автомобиле и понять, кто стоит на другом конце провода: реальный владелец или перекупщик.

Если вы не планируете покупать машину у перекупщика, первым делом уточните, вписан ли собеседник в ПТС и ставил ли он автомобиль на учёт на своё имя. Перекупщики обычно избегают вносить свои данные в документы, покупая авто по простому договору для последующей перепродажи. Если продавец не числится в ПТС, это серьёзный повод насторожиться.

Конечно, в теории хорошую машину можно купить и у перекупщика, и в салоне, и у частника. Однако практика показывает, что у перекупщиков вероятность найти автомобиль с честной историей и реальным пробегом значительно ниже. Честные перекупщики — скорее исключение, чем правило. Также обязательно уточните, соответствует ли VIN-код в объявлении реальному номеру автомобиля. К сожалению, подмена VIN для сокрытия проблемной истории — распространённая уловка.

Услуга предоставления «чистого» VIN для сокрытия реальной истории автомобиля, к сожалению, стала довольно популярной.

После выяснения личности продавца переходите к вопросам о состоянии автомобиля. Уточните, есть ли на кузове или в салоне повреждения, которые могли быть специально не показаны на фотографиях: царапины, вмятины, трещины на стекле или прожжённые сиденья.

Спросите напрямую, попадал ли автомобиль в ДТП и какие детали кузова подвергались ремонту. Ответ может сразу исключить этот вариант из вашего списка. Помните, что второй владелец может свалить все проблемы на первого, а вот первому владельцу будет сложнее сослаться на незнание, хотя и такие случаи бывают (например, «отдал на сервис, а что там красили — не знаю»).

Задайте вопросы о техническом состоянии: что требует немедленной замены, всё ли работает исправно, нет ли вибраций двигателя или проблем с коробкой передач. Узнайте о серьёзных ремонтах в истории автомобиля, дате и содержании последнего технического обслуживания, а также о том, где и как регулярно обслуживалась машина.

Попросите предоставить заказ-наряды из автосервиса — они не только подтвердят факт обслуживания, но и могут служить дополнительным доказательством реального пробега. В конце разговора обязательно запросите VIN-код для проведения самостоятельных проверок по базам данных.

Более детально тема общения с продавцом раскрыта в третьей части моего большого руководства по подбору автомобиля.

Шаг 5: Проверка по базам данных

Только после тщательного изучения объявления и удовлетворительного разговора с продавцом имеет смысл переходить к проверке истории автомобиля по специализированным базам данных.

Существуют как бесплатные, так и платные источники информации. Бесплатные могут дать полезные сведения, но зачастую не содержат всей полноты данных. Я настоятельно рекомендую не экономить пару сотен рублей на предварительной проверке в платных сервисах. Это может сэкономить вам массу времени и денег на поездку к заведомо проблемному автомобилю.

Бесплатные проверки:

  • Сайт ГИБДД (гибдд.рф): позволяет проверить историю регистраций, участие в ДТП, наличие ограничений, розыск и, с недавних пор, данные о техосмотре.
  • Реестр залогового имущества: обязательно проверьте, не находится ли автомобиль в залоге у банка. С 2014 года такая информация вносится нотариусами в единую систему и доступна по запросу.
  • Сайт ФССП: проверьте владельца на наличие исполнительных производств. Если у него есть долги, в любой момент на автомобиль может быть наложен арест, что заблокирует регистрационные действия.

Платные сервисы (их довольно много) предоставляют гораздо более развёрнутую информацию: историю пробегов по данным автосервисов, подробности кузовного и технического ремонта, расчёты страховых выплат. У каждого крупного сайта объявлений есть свой подобный сервис. Я не буду рекламировать конкретный — попробуйте несколько популярных вариантов. Будьте осторожны с ботами в Telegram, чтобы не нарваться на мошенников.

Помните о практике подмены VIN! Всегда сверяйте номер, указанный в объявлении и проверенный вами, с реальным VIN на кузове автомобиля при осмотре. Подробнее о проверках по базам — в четвёртой части моего руководства.

Шаг 6: Проверка документов при осмотре

Если проверки по базам не выявили критичных проблем, можно договариваться о личной встрече для осмотра. Попросите продавца взять с собой все документы на автомобиль, особенно Паспорт Транспортного Средства (ПТС), а также историю обслуживания, если она сохранилась.

Проверка документов — это первое, с чего нужно начинать осмотр. Она окончательно прояснит, имеете ли вы дело с перекупщиком. Даже если по телефону человек убедительно рассказывал, что владеет машиной пять лет, это ещё ни о чём не говорит. Некоторые перекупщики идут на откровенный обман до последнего.

Сразу сверьте VIN-код, который вы проверяли онлайн, с номером в ПТС. Но и этого недостаточно — возможно, вам показывают ПТС от другой машины. Поэтому далее необходимо сверить VIN из ПТС с маркировкой на самом кузове автомобиля (об этом в следующем шаге).

Обратите внимание на сам бланк ПТС. Сейчас на новые автомобили выдаётся электронный ПТС, и бумажный постепенно уходит в прошлое. Определите, является ли ПТС оригиналом (выдан таможней или заводом-изготовителем) или дубликатом (выдан ГИБДД взамен утраченного). Внимательно изучите все записи в графах об истории регистрации и особые отметки.

Проверка защитных элементов ПТС:

  • Голограмма на лицевой стороне должна быть чёткой, с контрастными переливами при наклоне. Она не должна выступать над поверхностью бумаги. На старых бланках голограмма выполнена в виде прерывистой линии вдоль сгиба.
  • Микротекст. С помощью недорогого карманного микроскопа (можно найти на AliExpress) можно увидеть, что разделительные линии между строками и линия после слова «подпись» состоят из микротекста («паспорттранспортногосредства»).
  • Серия и номер нанесены методом высокой печати (символы должны быть вдавлены в бумагу). На красном шрифте не должно быть посторонних вкраплений.
  • Микроскоп также поможет выявить «перемывку» — изменение символов в VIN, что может указывать на криминальное происхождение автомобиля (например, угнанный автомобиль с документами от разобранной машины).
  • Для полноценной проверки также полезны ультрафиолетовый фонарь (для скрытых меток) и ИК-детектор.

Более подробно о всех нюансах проверки ПТС рассказывается в шестой части моего руководства.

Шаг 7: Проверка идентификационных маркировок

После документов переходите к проверке маркировок на самом автомобиле. Важно убедиться в их наличии, целостности, соответствии документам и отсутствии признаков изменений.

Заранее узнайте, где на конкретной модели расположены VIN-номер (часто на кузове под капотом, на шильдике или под пассажирским сиденьем) и номер рамы (для рамных авто).

Проверьте, нет ли повреждений, следов коррозии, перекраски или демонтажа деталей в местах нанесения номеров. Иногда такие следы маскируют шумоизоляцией.

Для рамных автомобилей критически важно, чтобы номер рамы был читаем. Коррозия может полностью его уничтожить, что создаст большие проблемы при регистрации. Если рама покрыта антикором, его стоит смыть в месте номера для проверки.

Номер двигателя должен быть читаемым. Для ГИБДД важнее соответствие модели двигателя документам. Если двигатель был заменён на аналогичный, в разных отделениях к этому могут отнестись по-разному: где-то просто внесут отметку, а где-то могут возникнуть вопросы.

Подробная иллюстрированная информация по проверке маркировок — в седьмой части руководства.

Шаг 8: Проверка кузова автомобиля

Только убедившись в юридической чистоте автомобиля, можно приступать к оценке его технического состояния. Такой порядок логичен: если найдены проблемы с документами или маркировками, проверка двигателя или коробки теряет смысл.

Для профессиональной проверки кузова необходим толщиномер — прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия. Это главный инструмент в борьбе со скрытыми дефектами. Самые простые модели стоят от 1000 рублей, а за 2-3 тысячи можно купить хороший прибор начального уровня. Это незаменимая инвестиция для покупателя подержанного авто.

Толщиномер помогает не только выявить перекрашенные детали, но и оценить масштабы ремонта, а также найти сварные швы, которые могут указывать на серьёзные аварии. Как правильно пользоваться толщиномером, я рассказываю в семнадцатой части руководства.

Второй важный инструмент — диагностический сканер. Он позволяет провести компьютерную диагностику электронных систем автомобиля на месте. Сканеры бывают:

  • Мультимарочные (например, Launch, Autel): работают с разными марками, флагманские модели дороги, но есть более доступные варианты с расширенным функционалом.
  • Марко-специфичные: дилерские сканеры или их клоны для конкретных марок (Vas 6154 для VAG, Techstream для Toyota и т.д.). Часто требуют подключения к ноутбуку.
  • Сканеры сторонних разработчиков (ForScan для Ford/Mazda, «Вася Диагност» для VAG).
  • ELM327: очень дешёвый адаптер с ограниченным функционалом (в основном чтение ошибок двигателя), не является полноценным сканером.

Сканер позволяет считать ошибки из всех блоков управления, просматривать данные датчиков в реальном времени и многое другое. Подробнее об оборудовании — в пятой части руководства.

Как проверять кузов без толщиномера? Придётся полагаться на внимательность. Ищите косвенные признаки перекраски:

  • Разная шагрень (зернистость) лакокрасочного покрытия на соседних деталях.
  • Отличие в оттенке цвета между деталями.
  • Дефекты окраски: подтёки лака, кратеры, вкрапления пыли.
  • Следы демонтажа на болтах крепления навесных деталей (дверей, капота, крыльев).

Самое главное — тщательно осмотреть несущие элементы кузова: проёмы дверей, стойки, лонжероны, усилители в подкапотном пространстве. Ищите признаки грубого ремонта: неровный герметик, кустарные сварные швы, деформации.

Более наглядно проверка кузова показана в восьмой части моего большого руководства.

На этом вторая часть статьи заканчивается. Техническая проверка автомобиля (шаги 9 и 10) будет подробно рассмотрена в следующей, третьей части.

Полное руководство «Как подобрать автомобиль» вы найдёте по ссылке: Подбор авто. Как выбрать автомобиль с пробегом.
Советы по продаже вашего автомобиля: Как продать автомобиль быстро и дорого

Как и обещал, видео на YouTube, где собрана вся информация из трёх частей:

Желаю всем найти свой идеальный автомобиль!

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Как выбрать и купить хороший автомобиль №2.