Привет, Друзья. Я – Поляков Михаил, около 10 лет занимаюсь подбором автомобилей с пробегом для своих клиентов. Делюсь опытом для тех, кто выбирает и проверяет автомобиль с пробегом самостоятельно. Было бы здорово поднять общую грамотность покупателей автомобилей с пробегом и усложнить жизнь нечестным перекупам.
Это продолжение статьи "Как выбрать и купить хороший автомобиль с пробегом за 10 шагов". Первая часть опубликована несколько дней назад на Пикабу. Если тема для Вас интересна и полезна, то начинайте с первой статьи.
Напомню, что если хотите весь материал здесь и сразу, то смотрите видео. А если удобнее читать, что придётся подождать ещё и третью часть. Очень много букв.
Внизу статьи размещу видео на Youtube, а пока VK видео:
В прошлой статье было разобрано 3 первых шага из 10:
Выбор марки и моделиОпределение бюджетаАнализ объявленийПрозвон продавцов
Проверки по базам данных
Проверка документов
Проверка идентификационных маркировок
Проверка кузова автомобиля
Технический осмотр автомобиля
Сделка
Если объявление не вызывало у вас отторжения, тогда звоним продавцу, чтобы поговорить об автомобиле и выяснить – не является ли продавец перекупщиком.
Если покупать автомобиль у перекупщика вы не планируете, то первое, что стоит выяснить у продавца – вписан ли он в ПТС и ставил ли машину на учёт на своё имя. Как правило, перекупщики покупают автомобили по договору в простой письменной форме и избегают занесения своих данных в ПТС и тем более, не ставят машину на учёт на себя. Если в ПТС он не записан, скорее всего, он купил машину на перепродажу.
С одной стороны, нет разницы у кого покупать хорошую машину – у перекупщика, в автосалоне или у частника. Но тот факт, что машину продаёт перекупщик, сильно понижает вероятность купить у него хороший автомобиль, с реальным пробегом. Бывают и хорошие машины у перекупщиков, бывают и перекупщики честные, но это бывает не частно. Будет нелишним узнать у продавца от этого ли автомобиля VIN (это Vehicle identification number) указан в объявлении. Потому что именно перекупщики грешат тем, что пытаются скрыть некоторые факты из истории автомобиля, подменяя VIN в объявлении на аналогичный, но с чистой биографией.

Услуга предоставления подменного VIN довольно распространена
Когда вы выяснили всё что хотели о продавце, то узнайте нет ли косметических повреждений на кузове автомобиля и в салоне. Ведь, фотографии могли быть сделаны намеренно так, чтобы какие-то притёртости, царапины, трещины на стекле или прожженное сидение не было видно.
Узнайте у продавца, попадал ли он на этом автомобиле в ДТП и какие детали кузова подвергались ремонту. Возможно, ответ продавца сразу вычеркнет этот автомобиль из вашего списка. Не забывайте, что второй владелец может свалить на первого все те кузовные ремонты, которые вы найдёте. А вот если это первый владелец, то сослаться на незнание ему будет сложнее. Хотя и тут бывают уникумы. Например говорят: «Я отдал машину дилеру на ремонт, а что они там красили по КАСКО, я понятия не имею».
Когда выяснили всё, что вас интересовало о кузове, переходите к вопросам по техническому состоянию. Во-первых, что требует замены сейчас? Исправные ли все механизмы и электрика, всё ли включается, что должно включаться и т.д.? Не трясёт ли мотор, не пинается ли коробка. Узнайте, какие серьёзные ремонты пришлись на судьбу этой машины. Узнайте, когда было последнее техническое обслуживание, что оно включало, а также где и с какой периодичностью владелец обслуживал автомобиль.
Узнайте сохранились ли заказ-наряды из автосервиса. Заказ-наряды не только будут неплохим подтверждением своевременного обслуживания, но и могут подтвердить пробег автомобиля. В конце разговора попросите продавца прислать вам VIN автомобиля для проверки по базам данных.
Еще полнее и более развёрнуто я рассказал про общение с продавцом по телефону в третьей части большого руководства «Как подобрать автомобиль».
Переходим к следующему шагу. Когда объявление изучено под увеличительным стеклом, когда разговор с продавцом по телефону не оставил сомнений, только тогда имеет смысл перейти к проверкам автомобиля по базам данных.

Есть бесплатные источники, которые дают вполне полезную информацию. Но самого интересного в бесплатных источниках не найти. Поэтому я рекомендую не жалеть пару сотен рублей на предварительную проверку. Ведь, информация в базе данных может сразу исключить покупку данного автомобиля, а значит это сэкономит ваше время и деньги на поездку к заведомо неподходящему автомобилю.
Бесплатную проверку автомобиля предоставляет портал госавтоинспекция.рф. Здесь можно проверить историю регистрации в ГИБДД, участие в ДТП, факт нахождения автомобиля в розыске, ограничения на регистрационные действия и, с недавнего времени, наличие диагностической карты тех. осмотра.

Обязательно следует проверить автомобиль на залог в Реестре Залогов (вкладка по информации о предмете залога). С 1 июля 2014 года нотариусы начали вести реестр залогового имущества. Банки и кредиторы передают нотариусам информацию о залоге. Данные вносят в единую систему и по запросу предоставляют любому человеку.
Проверьте владельца автомобиля на наличие исполнительных производств на сайте Федеральной Службы Судебных Приставов. Если у владельца автомобиля есть долги, то ограничение на регистрационные действия может появиться на автомобиле в любой момент.

Платных сервисов проверки истории автомобиля великое множество. Лучшие из них предоставляют развёрнутую информацию по пробегу от автосервисов, историю кузовного и ремонта и технического обслуживания, а также расчёты кузовных работ от страховых компаний, если таковые имели место быть. У каждого популярного сайта объявлений есть такой сервис. Не буду рекламировать конкретный. Попробуйте разные, их всего 2-3 популярных. Ну и бот в Телеграм ещё есть (там осторожнее, не наткнитесь на фейковый).
Не забывайте, что сейчас очень распространена практика подмены VIN автомобиля в объявлении. Конечно же, в первую очередь этим грешат перекупщики и безымянные автосалоны. Поэтому, если дело дошло до осмотра автомобиля, то обязательно сверяйте VIN на кузове с тем, что был указан в объявлении, и который вы проверяли по базам данных. Более подробно о проверке автомобиля по базам данных я рассказывал в четвёртой части руководства «Как подобрать автомобиль».
Если проверка автомобиля по базам данных не выявила ничего отталкивающего, только тогда стоит договориться с продавцом об осмотре автомобиля. Не забудьте попросить продавца взять с собой документы на автомобиль, особенно Паспорт Транспортного Средства (ПТС), а также документы, подтверждающие историю обслуживания автомобиля, если такие имеются. И здесь мы уже перешли к следующему шагу – проверка документов автомобиля.
Это первое с чего следует начинать осмотр автомобиля. Данный шаг позволит выяснить окончательно – перекупщик перед вами или нет. А вы думали, если по телефону он красиво рассказывал про машину и клялся-божился, что владеет ею уже 5 лет, то это точно реальный собственник, на котором машина значится на учёте? А вот и нет. Бывают такие наглые перекупы, которые не сдаются до последнего, делая из покупателя дурака. Если вы не обнаружите его имени в ПТС, то он будет вам рассказывать, что машина на учёте на его друге, брате, жене, сестре и тому подобное.
Уже сейчас не лишним будет сверить тот VIN, который вы проверяли по базам данных и VIN, указанный в ПТС. На этом не стоит расслабляться, возможно вы держите в руках ПТС от аналогичного автомобиля, а реальный ПТС вам собираются подсунуть только на сделке. Поэтому сразу сверьте VIN в ПТС c идентификационной маркировкой на кузове автомобиля. Об этом чуть позже, на следующем шаге. А пока повертим в руках ПТС.
Насладимся типографией Госзнака, так как уже сейчас на новые автомобили выдаётся электронный ПТС, а бумажный, со временем, выйдет из обихода. На этом этапе мы можем быстро выяснить является ли ПТС, так называемым, оригиналом, то есть выданным впервые или дубликатом, то есть выданным взамен утраченного или утилизированного ПТС. Если ПТС выдан таможней или производителем автомобиля, значит это оригинал.

Если ПТС выдан органами ГИБДД, значит это дубликат. Что это означает, чем чревато и вообще чревато ли я рассказывал отдельно, ссылка будет ниже. Прочитайте все записи об истории регистрационных действий и особые отметки на полях, если таковые имеются. Там могут быть рядовые или очень значимые записи.

Проверьте базовые степени защиты бланка ПТС. Круглая голограмма на лицевой стороне бланка должна быть чёткой, яркой. Переливы элементов изображения на голограмме, при наклоне – контрастные. Линии автомобиля на голограмме должны быть видны отчётливо. Голограмма не должна быть тусклой или расплывчатой.

Проведите по голограмме пальцем, она не должна выступать над поверхностью бумаги, границы перехода должны быть практически не ощутимы. На бланках ПТС старого образца, голограмма выполнена в виде прерывистой линии и расположена на первой странице бланка вдоль линии сгиба.
Обратите внимание: Какое авто можно купить за 300тыс руб?.
Бланк старого образца также является действительным.Карманный микроскоп поможет увидеть, что разделяющие линии между строк на лицевой странице ПТС — это микротекст. Как и линия после слова «подпись» - неразрывная надпись «паспорттранспортногосредства».

На красном шрифте, которым выполнены серии и номера ПТС, не должно быть видимых вкраплений посторонних цветов. Серия и номер ПТС — это штамп, так называемая, высокая печать. Присмотритесь и вы увидите, что символы серии и номера вдавлены в бланк. На алике, карманный микроскоп стоит 10 баксов, такого будет вполне достаточно.

Еще микроскоп поможет выявить, так называемую, «перемывку». Так жаргонно называют изменение данных в ПТС, когда, к примеру, один или несколько символов VIN меняются на другие. В этом случае автомобиль может быть в угоне, а ПТС принадлежал другому автомобилю, не подлежащему восстановлению. Таким образом обеспечивают документами криминальный автомобиль.
Также проверить подлинность бланка помогут водяные знаки, метки, видимые в ультрафиолете и инфракрасные метки. Для полноценной проверки бланка вам может пригодится ультрафиолетовый фонарь и инфракрасный детектор.

Гораздо больше подробной информации о проверке ПТС, а также о том, как читать регистрационные данные в ПТС и на что обращать внимание – в шестой части руководства «Как подобрать автомобиль».
А после того, как документы проверены, следует переключиться на идентификационные маркировки. Очень важно выяснить их наличие, целостность и соответствие документам, а самое главное – обратить внимание на то, нет ли признаков несанкционированного изменения маркировок.

Заранее почитайте в интернете о том, где располагаются идентификационные маркировки у автомобиля, который вы планируете осматривать. VIN может быть нанесен на кузов под капотом около моторного щита, может быть нанесен на металлический шильдик или на полу под сидением пассажира.

Важно проверить не повреждена ли маркировка, нет ли на ней следов коррозии, не окрашено ли вторично место нанесения VIN, а также нет ли следов демонтажа кузовных деталей, на которых нанесён VIN. Такие следы могут быть умышлено скрыты кустарной шумоизоляцией.
Если автомобиль рамный, то очень важно проверить сохранность номера рамы, так как нередки случае полного уничтожения номера рамы коррозией. Если номер рамы не читается, то можно легко хапнуть проблем с регистрацией автомобиля в ГИБДД.

Иногда, заботливые владельцы рамного автомобиля полностью покрывают место нанесения номера рамы антикором. В этом случае, перед покупкой автомобиля необходимо смыть антикор в месте расположения номера рамы, чтобы удостовериться, что антикор не был нанесен уже после того, как номер сгнил, с целью сокрытия этого факта.

Номер двигателя не должен быть уничтожен, а должен быть хорошо читаемым. При этом, для регистрации в ГИБДД, важно только соответствия модели двигателя, а номер двигателя может отличаться, если двигатель был заменен на аналогичный. Хотя, в разных регистрационных подразделениях ГИБДД, к факту несоответствия номера двигателя документам, относятся по-разному. Где-то это может вызвать вопросы и проблемы, а где-то нет – просто впишут замену двигателя в особые отметки.
Гораздо больше подробной и иллюстрированной информации о проверке идентификационных маркировок вы найдёте в седьмой части руководства о самостоятельном подборе автомобиля.
Только после того, как вы убедились, что вся юридическая сторона автомобиля в порядке, можно начинать проверку состояния самого автомобиля. Именно в такой последовательности. Мы начинаем проверку от самого важного, когда выявленная проблема сразу исключает дальнейшие проверки. К примеру, если выявлена проблема с документами – смотреть что там с двигателем уже никакого смысла нет. Если есть проблема с идентификационными маркировками автомобиля – уже не важно, как работает коробка передач. Так, и если кузов автомобиля сварен из трёх, к нему приварена крыша, приварена четверть, то выяснять – работает ли кондиционер – бессмысленно.
Следующий шаг – проверка самой дорогостоящей части автомобиля – его кузова. Но так как для проверки кузова автомобиля нам понадобится толщиномер, то предлагаю сперва поговорить про оборудование, которое вам понадобится при подборе автомобиля. А основным оружием в войне с нечестными продавцами является, как раз, толщиномер и диагностический сканер.

Толщиномер вам сослужит огромную службу при проверке кузова автомобиля. Стоимость самых простых моделей толщиномеров начинается от тысячи рублей, а за 2-3 тысячи уже можно взять приличный прибор начального уровня. Стоимость прям хороших толщиномеров начинается от 6-7 тысяч рублей. Учитывая невысокую стоимость толщиномера и пользу, которую он вам может принести – это устройство просто незаменимо.
Толщиномер позволит не только выявить вторично окрашенные детали, но и поможет определить масштабы кузовного ремонта. Толщиномер поможет найти сварные швы на кузове автомобиля, чтобы исключить варианты после фатальных повреждений. Еще больше, подробнее и наглядно я рассказал о том «Как пользоваться толщиномером» в семнадцатой части руководства о подборе автомобиля. Ссылку ищите под этим видео, на Ютуб.
Второй незаменимый помощник автоподборщика – диагностический сканер. Хороший сканер позволит провести полноценную компьютерную диагностику автомобиля прямо на выезде, при осмотре автомобиля у продавца. Диагностические сканеры бывают двух типов – мультимарочные и сканеры, специализированные по конкретной марке автомобиля. Последние, в свою очередь, тоже делятся на два типа. Первый – это дилерские сканеры или их клоны. Второй тип – сканер и софт сторонних разработчиков. Некоторые сканеры подключаются только к ноутбуку, иные же работают с Андроидом, что позволяет устанавливать их программное обеспечение на планшет или даже смартфон.
Лидерами на рынке мультимарочных сканеров являются компании Launch и Autel. Их флагманы весьма дорогостоящие - от тысячи долларов. Но есть народные умельцы, которые помогут обеспечить флагманским функционалом, младшие модели диагностических сканеров этих марок.
Таким образом можно сэкономить в 4-5 раз. Преимущества этих сканеров в том, что имея один инструмент, можно проводить компьютерную диагностику, фактически любой марки и модели автомобиля. К тому же, софт этих сканеров ставится на Андроид, что позволяет вам быть мобильным даже пешком, не таская с собой громоздкий ноутбук.
Дилерские диагностические сканеры обычно имеют космические ценники и работают с одной конкретной маркой автомобиля или несколькими марками одного автомобильного концерна. Для бытового использования, с целью подбора автомобиля для себя, они вряд ли подойдут, а вот их клоны – вполне. Найти их можно на всё том же Алиэкспресе, а также в России на Авито.

К таким сканерам можно отнести следующие: для группы Volkswagen, AUDI, SEAT, SKODA – Vas 6154 с программным обеспечением ODIS, для Toyota – это Techstream, для Nissan – Consult, для Kia и Hyundai – это GDS VCI, Lexia – для Peugeot и Citroen и другие. Чаще всего, для установки софта и подключения этих сканеров вам потребуется ноутбук, а также танцы с бубном для установки этого софта.
И отдельной категорией идут сканеры сторонних разработчиков, которые завоевали доверие, своей надёжностью и функциональностью. Это ForScan для Мазды и Форд, это Вася Диагност – для VAG’ов или Chevrolet Explorer, догадайтесь для чего.
Есть еще так называемый ELM327, стоит он буквально копейки, свою цену оправдывает полностью, но имеет крайне ограниченный функционал. Он читает блок управления двигателем по универсальному протоколу OBD2 и некоторые другие ограниченные параметры. Для него есть хороший универсальный софт, устанавливаемый на смартфон, есть специальный софт для диагностики вариатора и всякое другое интересное. Но рассматривать его как полноценный диагностический сканер – неверно.
Компьютерная диагностика очень важный или даже незаменимый этап проверки автомобиля перед покупкой. Самая простая функция любого диагностического сканера – чтение ошибок в блоках управления автомобиля. С этой функцией справится даже ребенок. Если один из блоков управления регистрирует нарушение работы системы, которую он контролирует, блок записывает в память код ошибки. Как правило, программное обеспечение даёт краткую расшифровку ошибки, а более подробная информация по каждой ошибке может быть найдена в сети Интернет.

Кроме ошибок, диагностический сканер позволяет читать потоки данных с датчиков в реальном времени и многое другое, в зависимости от марки, модели автомобиля и диагностического сканера. Еще больше информации об оборудовании для подбора автомобиля вы найдете в пятой части руководства «Как подобрать автомобиль самостоятельно».

Вернёмся к проверке кузова автомобиля. Если толщиномера у вас нет, то придётся рассчитывать на собственную внимательность и чёткость зрения. Вторичный окрас детали кузова автомобиля можно выявить прямо или косвенно, по целому ряду факторов. Например, внимательно разглядывая фактуру лакокрасочного покрытия, сравните шагрень на разных деталях автомобиля. Шагрень – это зернистость, рельеф ЛКП.

Если на одной детали кузова, шагрень явно отличается, вероятно эта деталь вторично окрашена. А может быть – это единственная неокрашенная деталь. Выяснить это поможет только комплексный подход к проверке кузова.
Самый простой и очевидный метод узнать какая деталь кузова вторично окрашена, как ни странно, посмотреть на неё. И сравнить оттенок цвета с соседней деталью. Частенько, можно обнаружить, что вторично окрашенная деталь немного отличается оттенком. Но и это еще не всё.

На вторично окрашенных деталях кузова очень часто можно встретить изъяны окраски. От грубых изъянов – это капли и подтёки лака, до менее очевидных – это мелкие кратеры на лакокрасочном покрытии, и до едва заметных – пылинки, которые попали на окрашиваемую поверхность, при выполнении работ.

Если речь идёт о навесных деталях кузова – двери, капот, передние крылья и крышка багажника, то может оказаться полезно осмотреть болты крепления этих деталей. Если видны следы демонтажа, краска на болтах содрана, вероятно эту деталь снимали именно для окраски или замены.

Но главное – это проверить несущую часть кузова. Внимательно проверяйте проёмы дверей и багажника, стойки, а также видимую часть кузова в подкапотном пространстве – лонжероны, усилители крыльев, моторный щит и всё прочее.

Вы не должны обнаружить кустарно нанесенный герметик, кустарную сварку, вместо точечной заводской, деформацию деталей и другие признаки кузовного ремонта. Гораздо подробнее и наглядно я рассказал о проверке кузова автомобиля в 8 части большого руководства «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом».
Далее следует техническая проверка автомобиля и в этот пост инфа уже не лезет. Так что быть еще одной части этой статьи.
Всё руководство "Как подобрать автомобиль" здесь:
Подбор авто. Как выбрать автомобиль с пробегом.
А советы о том как продать автомобиль быстро и дорого здесь:
Как продать автомобиль быстро и дорого
Как обещал видео на Youtube, в нём вся информация из трёх статей, в том числе еще не опубликованной:
Всем хороших автомобилей!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как выбрать и купить хороший автомобиль №2.