Pagani Zonda GR: История гоночного проекта и его неудач

История автомобильного мира знает множество примеров, когда небольшие независимые производители пытались бросить вызов гигантам вроде Ferrari и Lamborghini, выпуская собственные суперкары. К сожалению, судьба многих из них, таких как Vector, была печальной — они быстро исчезали, оставляя после себя лишь воспоминания. Однако в конце 1990-х годов на арену вышел бренд Pagani, представивший потрясающую во всех отношениях модель Zonda C12. Эта компания, имеющая корни в Аргентине и базирующаяся недалеко от итальянской Модены, сумела избежать так называемого «проклятия суперкаров». Ключевой особенностью Zonda стало шасси-монокок из углепластика, которое обеспечивало невероятную жесткость и легкость. Интересно, что эта же технологическая особенность изначально мешала участию автомобиля в гонках, так как карбоновые монококи были запрещены в соревнованиях GT. Лишь к началу 2003 года этот запрет был снят, что открыло для Pagani путь в мир профессионального автоспорта.

Рождение гоночного проекта

Сама компания Pagani не спешила с созданием гоночной команды, но её клиент — Carsport America — увидел потенциал. Для участия в знаменитой гонке «24 часа Ле-Мана» 2003 года было основано подразделение Carsport Modena, которое взялось за разработку гоночной версии на базе дорожной Pagani Zonda S. Так появился Pagani Zonda GR. Большинство компонентов, включая алюминиевый 6,0-литровый двигатель V12 от AMG, остались от серийной модели. Однако для гонок потребовалась серьёзная доработка: была установлена перевернутая коробка передач от Porsche 911, ширина автомобиля увеличена до 2 метров для соответствия регламенту FIA, а вес снижен до 1100 кг. Также инженеры разработали совершенно новую подвеску, специальные колеса и тормозную систему.

Фотографии Zonda GR на мероприятии L-Man 2003 года

Трудный дебют и последующие доработки

Дебютный сезон для Zonda GR оказался полным проблем. На гонке в Ле-Мане 2003 года автомобиль сошел с дистанции практически сразу после старта из-за неисправности коробки передач. Как выяснилось, агрегат от Porsche не был рассчитан на установку в перевернутом положении, что и стало его «ахиллесовой пятой». После столь неудачного выступления проект был отправлен на кардинальную переработку. К сезону 2004 года Zonda GR получила новую, проверенную коробку передач от Xtrac, а рабочий объем двигателя был увеличен почти до 7 литров. Мощность возросла до 780 лошадиных сил, а крутящий момент достиг впечатляющих 1017 Нм. Разгон с 0 до 97 км/ч занимал всего 3,3 секунды. Чтобы избежать повторения прошлогоднего фиаско, новая трансмиссия прошла тестирование в течение более 24 часов перед апрельскими тестами в Ле-Мане.

Обратите внимание: Модель в 1/43. Pagani Zonda S Roadster.

Конец гоночной карьеры в мировом чемпионате

Команда Force One Racing, которая взяла на себя управление проектом, отправила обновленную Zonda GR на предварительные тесты «8 часов Ле-Мана» в 2004 году. Автомобиль проехал лишь 18 кругов, показав 41-й результат в общем зачете и став последним в своем классе GTS. Вскоре последовало заявление об отзыве автомобиля с соревнований. Как пояснил один из основателей проекта Туан Эземанс, после аварии на трассе Валлелунга не хватило времени на полную доработку машины. Решающим ударом стал отказ самой Pagani выдать гоночный сертификат FIA GT для Zonda GR, что сделало участие в крупных сериях, таких как ALMS и ELMS, практически невозможным. Руководство Force One Racing, возглавляемое бывшим гонщиком Филиппом Аллио, пришло к выводу, что у них нет ни средств, ни ресурсов для превращения Pagani в конкурентоспособный гоночный автомобиль. Команда переключилась на Chrysler Viper для участия во французской серии FFSA GT. Это решение поставило точку в карьере Pagani Zonda GR на уровне мирового спортивного автомобильного чемпионата.

Фотография Zonda GR во время испытаний в Ле-Мане в 2004 году

Жизнь после больших гонок

Несмотря на завершение выступлений в топовых сериях, история Zonda GR на этом не закончилась. Автомобиль продолжил участвовать в менее престижных местных и национальных чемпионатах. За последующие два десятилетия он как минимум четыре раза менял свой внешний облик. Текущее местонахождение этого уникального болида неизвестно, однако в 2023 году появились фотографии, свидетельствующие о том, что машина всё ещё на ходу и появляется на треке.

Модель Pagani Zonda GR от Spark

Модель, выпущенная компанией Spark, представляет собой версию Pagani Zonda GR, подготовленную для гонок в Ле-Мане 2004 года. Это редкая ранняя работа Spark, которая, возможно, не идеальна в деталях по современным меркам, но обладает своей исторической ценностью. В модели использованы травленые элементы, такие как дворники, рамки окон и буксировочные крюки. Интересная деталь — наличие двух комплектов выхлопных труб, что соответствует реальному автомобилю (верхние трубы на гоночной версии были нефункциональны). Эта модель является прекрасным коллекционным предметом, напоминающим о редком и амбициозном гоночном проекте.

- - -

Производитель: Spark

Серия/№: S0195

- - -

Год: 2004

Чемпион: Нет

Гонка: 24 часа Ле-Мана

Результат матча: Еще не начался

Категория: ГТС

Двигатель: Mercedes M120 E 60/AMG 6916 куб.см

Команда: Force One Racing (Ф)

Пилоты: Энтони Купон (B) / Бруно Бессон (F) / Дэвид Холлидей (F) / Филипп Эллиот (F)

Шасси: #GR002

Производство шасси: 1

- - -

На основе следующих материалов:

https://www.ultimatecarpage.com/car/1995/Pagani-Zonda-GR.html

http://www.rockrobots.cz/en/racing/pagani-zonda-gr-ultimate-gt1-car-based-successful-model-s

https://exclusivecarregistry.com/details/pagani/zonda/24248

https://wikipedia.org/wiki/Pagani_Zonda

[Мои] Гонки Масштабные Модели Моделирование Коллекционирование Машин История Longpost 0

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Pagani Zonda GR.