«Руссо-Балт» — марка автомобилей, выпускавшихся Русско-Балтийским грузовым заводом (РБВЗ). РБВЗ располагался в Риге и Санкт-Петербурге. Завод был акционерным машиностроительным предприятием в Российской империи, изначально специализировавшимся на выпуске грузовых вагонов, но впоследствии постепенно включившимся в производство трамваев, автомобилей и самолетов. С 1914 по 1919 год завод «Изола» в Колпино выпускал броневики. В 1908 году по решению председателя М. В. Шидловского на Рижском заводе был создан автомобильный отдел, который возглавили директора завода Иван Александрович Фрязиновский и Д. Д. Бондарев. На должность главного конструктора был принят 26-летний Жюльен Поттерат, работавший в бельгийской фирме «Фондю». Автомобиль «Фондю» стал прототипом первых моделей «Русско-Балтийского завода». Название «Руссо-Балт» произошло от французской аббревиатуры Russo-Baltique (русско-балтийский).


В конце 1910 года АО «РБВЗ» приобрело вагонный завод «Фрезе и К°» — пионера русского автомобилестроения. Мастерские предприятия располагались в Санкт-Петербурге, в Эртелевом переулке (ныне улица Чехова, д. 10). Позднее эти мастерские были преобразованы в станцию по ремонту автомобилей РБВЗ.
Первой и самой популярной серийной моделью автомобильного отделения Русско-Балтийского грузового завода стала модель типа С. Машина пошла в производство 26 мая (8 июня) 1909 года под индексом С-24/30. Номер модели представлял собой цифровое обозначение: 24 указывало на расчетную мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 — на максимальную. Рабочий объем двигателя составлял 4501 кубический сантиметр. Позднее выпускались модификации: С-24/35 (1912–1914) и С-24/40 (1913–1918), оснащенные двигателями мощностью 35 и 40 лошадиных сил соответственно. На шасси типа С собирались следующие типы кузовов: двухместные кабриолеты, торпедные автомобили, лимузины, открытые спортивные автомобили и специальные двухместные спортивные модели. Помимо пассажирских кузовов, серия «С» имела и специальные кузова — фургоны для перевозки раненых, генераторных установок, санитарные автомобили, грузовые платформы грузоподъемностью до 1 т. Позднее выпускались и другие модели автобусов серий «К» и «Е», а также грузовые автомобили.
Первый полугусеничный автомобиль был построен в 1913 году французским изобретателем Адольфом Кегрессом, работавшим тогда в Российской империи, в автомобильном отделе Русско-Балтийского завода. Предназначенный для зимнего использования, автомобиль был создан на базе модели серии С24/40 и был оснащен лыжами и резиновыми гусеницами шириной 320 мм с металлическими гребнями.




Среди известных владельцев экипажей были поэт великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф С. Ю. Витте, князь Б. Б.
Обратите внимание: На автодоме по русским дорогам. Стоит ли ехать в Никола-Ленивец.
Голицын и промышленник Эдуард Нобель. Несмотря на большой интерес к «Руссо-Балту» на Третьей международной ярмарке в Санкт-Петербурге в 1910 году, продажи оказались намного ниже ожиданий. В частности, в Санкт-Петербурге было продано около 20 экземпляров, несколько в других городах и ни одного в Москве. Вероятно, это было связано с ценой. Модель «Руссо-Балт К» стоила от 5500 рублей, а модель «С» — от 7800 рублей. Для сравнения, цена автомобилей Renault и Opel составляла 5000 рублей. Есть сведения, что великий князь Константин Константинович владел тремя «Руссо-Балтами», а великая княгиня Мария Павловна — моделью К 12/20, номер шасси II серии 4. В 1910 году королевский двор приобрел два автомобиля — К 12/20 тип № 217 и С 24/40 тип № 270, оба с кузовом каретного типа. Всего в королевском флоте было 58 автомобилей разных марок, из которых только 10 предназначались для королевской семьи. Однако царь и элита Петербурга предпочитали прибалтийско-русские марки иностранным маркам, таким как Rolls-Royce, Opel и Renault. Рижский завод выпустил всего около 500 автомобилей за 7 лет.Осенью 1915 года царь Николай II принял решение о переводе завода в район Фили города Москвы. Среди других владельцев автомобилей были такие известные люди, как автомобилестроитель А. П. Нагель, судостроитель К. П. Поклевский и банкир А. И. Путилов.


Во время Первой мировой войны осенью 1915 года Рижское автомобильное отделение было эвакуировано в Москву, а часть оборудования отправлено в авторемонтную мастерскую в Санкт-Петербурге. В Латвийской Республике многие мастерские были устроены в пустующих заводских корпусах бывшего завода. Во время войны открытые автомобили типа S широко использовались в русской армии в качестве штабных автомобилей, другие использовались как санитарные. Кроме того, в период с 1914 по 1919 год завод «Изола» в Колпино выпускал различные бронеавтомобили на базе шасси «Руссо-Балт», в частности «Руссо-Балт» I и II типов Братолюбова-Некрасова.



В 1916 году руководство акционерного общества выкупило у наследников предпринимателя Павла Шелапутина имение Покровское-Фили под Москвой (ныне Филинский район г. Москвы) для размещения эвакуированного завода. Официально завод вступил в строй 1 июля 1917 года. В 1919 году завод был национализирован и постановлением Совнаркома получил наименование Первый бронеавтомобильный завод объединения «Промброня» (БТАЗ-1). В 1922 году завод выпустил 4-5 автомобилей на модифицированном шасси «Руссо-Балт» С-24/40 (в частности, спицованные колеса были заменены на сплошные), два из которых участвовали во Всесоюзном автопробеге 1923 года.
В следующем году завод был передан компании «Юнкерс» и началось производство самолетов Ju-20 (Junkers A 20 [нем.]) и Ju-21 (Junkers J 21 [англ.]).
История русского автомобиля Longpost 0Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Русский балтиец или Фондю по-русски.