Марка «Руссо-Балт» представляет собой одну из самых ярких страниц в истории отечественного автомобилестроения. Автомобили под этой маркой выпускались Русско-Балтийским вагонным заводом (РБВЗ) — крупным акционерным машиностроительным предприятием Российской империи. Изначально завод, имевший филиалы в Риге и Санкт-Петербурге, специализировался на производстве железнодорожных вагонов, но со временем значительно расширил свой профиль, включив в него выпуск трамваев, автомобилей и даже самолетов.
Бельгийские корни русского автомобиля
Поворотным моментом в истории завода стало решение 1908 года, когда под руководством председателя правления М.В. Шидловского на рижском предприятии был создан автомобильный отдел. Его возглавили инженеры И.А. Фрязиновский и Д.Д. Бондарев. Для разработки первой модели был приглашен молодой, 26-летний бельгийский конструктор Жюльен Поттерат, ранее работавший в фирме «Фондю». Именно автомобиль «Фондю» и послужил прототипом для первых машин «Руссо-Балта». Само название марки является адаптацией французской аббревиатуры Russo-Baltique, что означает «русско-балтийский».


Расширение производства и первая модель
Для укрепления позиций в автомобильной сфере, в конце 1910 года РБВЗ приобрел петербургский вагонный завод «Фрезе и К°» — предприятие, считающееся пионером русского автомобилестроения. Его мастерские, расположенные в Эртелевом переулке (ныне ул. Чехова), позже были преобразованы в станцию по ремонту автомобилей марки.
Настоящим прорывом для завода стала модель типа «С». Ее серийное производство стартовало 26 мая (8 июня) 1909 года. Индекс модели С-24/30 был говорящим: первая цифра (24) обозначала расчетную мощность двигателя в лошадиных силах, вторая (30) — максимальную. Двигатель имел внушительный рабочий объем в 4501 кубический сантиметр. Со временем появились модификации С-24/35 (1912–1914) и С-24/40 (1913–1918) с повышенной мощностью. На универсальном шасси типа «С» устанавливались самые разные кузова: от изящных двухместных кабриолетов и спортивных торпедо до солидных лимузинов. Помимо легковых машин, выпускались и специализированные версии: санитарные фургоны, автомобили для перевозки раненых, генераторные установки и даже грузовики грузоподъемностью до тонны. Позднее в производственную линейку вошли модели серий «К» и «Е», а также автобусы.
Инновации и военное применение
«Руссо-Балт» стал площадкой для передовых инженерных решений. В 1913 году французский изобретатель Адольф Кегресс, работавший на заводе, создал первый в России полугусеничный автомобиль для зимней эксплуатации. Он был построен на базе модели С-24/40 и оснащался лыжами спереди и резиновыми гусеницами с металлическими грунтозацепами сзади.




С началом Первой мировой войны автомобили «Руссо-Балт» активно использовались армией. Открытые шасси типа «С» служили в качестве штабных и санитарных машин. Кроме того, с 1914 по 1919 год завод «Изола» в Колпино налаживает выпуск бронеавтомобилей на базе шасси «Руссо-Балт», таких как знаменитые броневики типов I и II системы Братолюбова-Некрасова.
Элитный клиент и рыночные трудности
Автомобили марки пользовались популярностью у высшей аристократии и деловой элиты империи. Среди владельцев числились поэт великий князь Константин Константинович, граф С.Ю. Витте, князь Б.Б. Голицын и промышленник Эдуард Нобель. Несмотря на большой интерес, который «Руссо-Балт» вызвал на международной выставке в Петербурге в 1910 году, коммерческий успех был скромным. Например, в столице было продано лишь около 20 машин. Главной причиной была высокая цена: модель «К» стоила от 5500 рублей, а флагманская «С» — от 7800, в то время как конкуренты от Renault или Opel предлагались за 5000 рублей. Тем не менее, царская семья и петербургская элита часто отдавали предпочтение отечественной марке перед иностранными Rolls-Royce или Renault. Всего за семь лет производства рижский завод выпустил около 500 автомобилей.
Обратите внимание: На автодоме по русским дорогам. Стоит ли ехать в Никола-Ленивец.
Эвакуация, национализация и закат марки
Осенью 1915 года, в условиях наступления немецких войск, автомобильное отделение было эвакуировано из Риги. Часть оборудования попала в Петроград, а основное производство по решению Николая II было перемещено в подмосковные Фили. Там, на землях, выкупленных у наследников П. Шелапутина, 1 июля 1917 года официально начал работу новый завод.


После революции, в 1919 году, предприятие было национализировано и получило название «Первый бронеавтомобильный завод» (БТАЗ-1). В 1922 году здесь собрали несколько автомобилей на модернизированном шасси С-24/40 (например, со сплошными дисками вместо спицованных колес), два из которых участвовали во Всесоюзном автопробеге 1923 года. Однако эпоха «Руссо-Балта» как автомобильной марки подходила к концу. Уже в 1923 году завод в Филях был передан немецкой авиастроительной компании «Юнкерс» для производства самолетов, что поставило точку в истории первого русского серийного автомобиля.



История русского автомобиля Longpost 0
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Русский балтиец или Фондю по-русски.


