
ВАЗ-2108 1984 года, запечатлённый на ВВЦ, — это машина из другой эпохи.
Время и восприятие: от новинки до раритета
Альберт Эйнштейн был прав в своём понимании относительности, и это касается не только физики, но и автомобилей. В наши дни машине, выпущенной сорок лет назад, присваивается почти музейный статус, сравнимый с древними артефактами. Для сравнения: в середине 1980-х иномарка пятнадцатилетней давности уже считалась безнадёжно устаревшей. Сегодня же автомобиль 2010 года выпуска многими воспринимается как вполне современный, что ярко иллюстрирует, как изменились наши представления о возрасте техники.

Обложка журнала «За рулём» за декабрь 1984 года — на пороге появления «восьмёрки».
Рождение «восьмёрки»: скепсис и стереотипы
Серийный выпуск ВАЗ-2108, или «Самары», стартовал в 1985 году, и реакция на неё была неоднозначной — от живого интереса до полного неприятия. Дизайн переднеприводного хэтчбека казался многим непривычным и даже странным. В советском автомобильном сознании прочно укоренилось предпочтение седанов. Существовали своеобразные стереотипы: «Нива» — машина для сельской местности, универсал — удел дачников, а купе и вовсе считалось наказанием для водителя.
Триумф времени: как «восьмёрка» завоевала признание
Однако время всё расставило по местам. ВАЗ-2108, а затем и её «сестра» 2109, оказались значительно динамичнее, управляемее и интереснее классических заднеприводных «Жигулей», которые когда-то сами олицетворяли престиж. Сегодня спорный когда-то дизайн воспринимается как чистое воплощение эстетики 1980-х, находящееся в одном ряду с творениями Джорджетто Джуджаро и культовым DeLorean.

Любопытство прохожих к новинкам советского автопрома на выставке.
Эволюция модели: от «восьмёрки» к «Самаре-2»
Интересно, что оригинальная трёхдверная «восьмёрка» многими экспертами считается более удачной моделью. Пятидверная «девятка», созданная на её базе, из-за добавления дверей получила более тонкую центральную стойку и несколько меньшую жёсткость кузова. Начиная с 1997 года, модель начала глубокую модернизацию: 21099 превратилась в 2115, 2109 — в 2114, а 2108 — в ограниченную серию 2113.

ВАЗ-2113 — наследник оригинальной «восьмёрки».
Потерянный дух: критика поздних модификаций
Помимо нового обвеса, обновлённая линейка «Самара-2» получила другую панель приборов, немного доработанную подвеску и рулевое управление. Однако вместе с этим она, по мнению многих, утратила тот самый «спортивный» характер и остроту реакций, которые были присущи ранним «восьмёркам» и «девяткам». В 2004 году автомобильный журналист Леонид Голованов в «Авторевю» подверг эти модели жёсткой критике. Он отмечал, что жёсткость и чёткость управления, заложенные при участии немецких инженеров в оригинальную «Самару», к началу 2000-х были практически утеряны. Поздние модели, по его словам, стали типичным продуктом ВАЗа, лишённым былой гибридной остроты, и по своему поведению на дороге приблизились к менее удачливому «десятому» семейству.
ВАЗ-2114, как и все поздние «Самары», водится уже не так азартно. В чём причина — в разной жёсткости кузова, настройках амортизаторов или углах установки колёс?
Кстати: 60-летний Bentley обзавёлся электроприводом.
Автор признаётся, что сейчас предпочитает ездить на современном автомобиле с исправным салоном, гидроусилителем и климат-контролем — о чём можно было только мечтать за рулём старых машин. Но делает оговорку: если придётся туго, выбор будет сделан в пользу подержанной иномарки или же старой, но ухоженной «девятки» в отличном состоянии.Послесловие: машина-легенда
P.S. Около десяти лет назад автору довелось прокатиться на «девятке» конца 1980-х выпуска с пробегом всего около 50 000 км. Машина принадлежала педантичному владельцу, который редко её использовал, но тщательно обслуживал. Вопреки стереотипам о «советском качестве», эта конкретная «девятка» не гремела и не скрипела, оставляя впечатление даже лучшее, чем некоторые новые автомобили. Это доказывает, что возраст — понятие относительное, а состояние автомобиля определяется в первую очередь отношением к нему.
История автомобиля 80-х годов ВАЗ-2108 Longpost 6Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Сорокалетний автомобиль.
