Обсуждения в комментариях к предыдущим материалам показывают, что в нашем обществе до сих пор нет единого мнения о допустимости праворульных автомобилей на дорогах. Давайте разберемся в этом вопросе спокойно и без предубеждений.
Прежде всего, хочу отметить, что моя цель — не разжечь очередной холивар и не навязать свою точку зрения. Я не стану утверждать, что это однозначно хорошо или плохо. Однако, имея личный опыт вождения таких машин, я могу поделиться своими наблюдениями и развеять некоторые распространенные мифы.

Мой водительский стаж составляет 33 года, и последние три года я активно эксплуатировал автомобили как с левым, так и с правым рулем. Да, мне не близка сама идея правостороннего движения в стране с левосторонним, но я не собираюсь никого осуждать. В моей праворульной машине есть многое, что мне нравится. Переделывать большой автомобиль под правый руль? Скорее нет. Уже продал его, и если буду брать что-то крупнее, выберу леворульный вариант. Но для малолитражек правый руль, на мой взгляд, остается отличным и удобным решением. Например, в моем Honda N-Box реализованы функции, которых нет в более крупных моделях, и именно в компактном размере они раскрываются идеально. С детства нам прививали мысль, что «правый руль — это плохо», и этот психологический барьер силен. Но когда садишься за руль своей праворульной Honda, все эти предрассудки улетучиваются — на практике это оказывается нормально и комфортно.
Интересно, что мое окружение тоже меняло свое мнение. Жена сначала была категорически против, но после первой же поездки всерьез задумалась о продаже нашей леворульной Kuga. Отец, ярый противник «праворулек», пророчил их скорый запрет и говорил о неудобствах. Однако практика расставила все по местам.
Есть и психологический аспект: за рулем небольшой праворульной машины ты меньше задумываешься о самом процессе вождения. Не нужно постоянно прокручивать в голове, как вписаться в поворот или припарковаться — все происходит естественно, машина становится продолжением тебя.
Разберем основные претензии к правому рулю
Безопасность
Первый и главный аргумент противников. Но давайте посмотрим на мировую практику: в Японии ездят леворульные машины, а в Европе и США — праворульные, и это не считается проблемой. Они легальны и сертифицированы. Количество таких машин меньше, но они есть, и это никак не коррелирует с уровнем аварийности.
Прямой пример: мой племянник, живущий в Нидерландах, несколько лет ездит на праворульном Toyota Alphard и не испытывает дискомфорта. Полиция его не останавливает, другие водители не пялятся. В Европе вообще есть целое сообщество поклонников японских праворульных автомобилей, которые специально их импортируют. Взять тот же Nissan Skyline GT-R — культовый автомобиль, любимый в США, изначально был только с правым рулем. Так где же здесь угроза безопасности?
Неудобство
«Мне неудобно» — не равно «всем неудобно». Это субъективное ощущение. Русская поговорка «что русскому хорошо, то немцу смерть» как нельзя лучше отражает ситуацию. Если страна разрешает использование таких автомобилей, а конкретному человеку в них комфортно, возможно, проблема надумана? В детстве нам тоже казалось неудобным спать на потолке или писать в почтовый ящик. Лучше один раз попробовать и составить собственное мнение, чем строить теории, сидя на диване.
Водители-лихачи
Утверждают, что владельцы праворульных машин чаще нарушают, неправильно обгоняют и паркуются. Но разве мало лихачей за обычным, левым рулем? Доля неадекватных водителей, скорее всего, пропорциональна внутри каждой группы. Нет достоверной статистики, доказывающей, что праворульные автомобили чаще попадают в ДТП. На Дальнем Востоке, где их больше, процент аварий может быть выше, но в центральных регионах — ниже. Все зависит от конкретного водителя, а не от положения руля.
Ослепление встречных водителей
Аргумент о том, что свет фар праворульных машин слепит встречный поток, сегодня уже не так актуален. Современные источники света (светодиоды, биксенон) имеют четкую светотеневую границу и правильно регулируются. Проблема возникает не из-за положения руля, а из-за некачественных ламп, купленных на AliExpress, или неправильной регулировки фар. Это вина владельца, а не конструкции автомобиля.
Личный опыт: я год ездил на праворульном Honda N-Box со штатными фарами. Мне моргали фарами не чаще, чем когда я был за рулем леворульной машины. В итоге я все же переделал фары, но лишь чтобы избежать лишних вопросов от ДПС. После правильной регулировки проблем не стало вовсе. Ослепляют обычно те, кто ставит в фары что попало, или любители стробоскопов в стоп-сигналах.

Юмор — это хорошо, но только здоровый. А теперь давайте перечислим реальные преимущества правого руля, основанные на моем опыте.
Преимущества праворульных автомобилей
Выход на тротуар. Более половины поездок я совершаю один, и возможность выйти прямо на тротуар или обочину, а не на проезжую часть, — это огромный плюс для безопасности и комфорта.
Цена. Праворульный автомобиль с малым пробегом и хорошей комплектацией (автомат, кондиционер, круиз-контроль, полный электропакет) может стоить как новая Lada Granta в базовой версии. Разница в цене на подержанные микроавтобусы и вовсе может быть трехкратной.
Надежность (спорный, но имеющий право на жизнь пункт). Автомобили, собранные исключительно для внутреннего японского рынка (JDM), зачастую имеют более высокое качество сборки и надежность, чем их «европейские» или «американские» аналоги. Это как Coca-Cola: рецепт один, а вкус в разных странах отличается из-за качества местной воды и сырья.
Большой выбор моделей. Отечественный рынок предлагает ограниченный ассортимент. Японский рынок JDM — это настоящий кладезь уникальных моделей и модификаций всех размеров и назначений. Можно подобрать машину под конкретные нужды, а не брать «что есть».
Повышенная безопасность водителя. Водитель находится дальше от осевой линии, а самые тяжелые аварии часто происходят именно при лобовом столкновении на встречной полосе. Дополнительные сантиметры могут сыграть решающую роль.
Богатое оснащение. Для внутреннего рынка Японии автомобили часто комплектуются «под завязку». Полный привод, который недоступен на аналогичной леворульной версии для Европы, — обычное дело.
Доступность запчастей. В среднем, запчасти для японских автомобилей дешевле, чем для европейских или американских аналогов.
Маневренность в городе. Компактные габариты многих японских малолитражек позволяют протиснуться там, где обычная машина не пройдет. Мелочь, а приятно, когда можешь объехать машину, брошенную посреди узкой дороги.
Недостатки, с которыми придется смириться
Неудобство при посадке пассажира на переднее сиденье. Да, это так. Но происходит это нечасто, и всегда можно остановиться в более удобном месте. Как водитель, я выхожу чаще, и для меня этот плюс перевешивает минус. Пассажиров же можно разместить на заднем сиденье.
Платные парковки, автоматы в «Макдоналдс» и прочие терминалы. Да, тянуться к кнопке или кард-ридеру, расположенным слева, неудобно. Лично мне, с моим ростом и в моей конкретной машине, это не составляет большой проблемы — можно немного подвинуться. Заметил, что новые терминалы на Урале уже часто ставят по обе стороны. А некоторые умельцы и вовсе делают специальную «тыкалку».
Пассажир-штурман. Если едете не один в долгую поездку, ваш спутник должен быть не из боязливых. Сначала будет непривычно и страшновато, но потом привыкаешь. Я проверял на себе в роли пассажира.
Обгон на двухполосной дороге. Это, пожалуй, самый серьезный недостаток. Обзор для маневра действительно хуже. Решение — установка камеры обгона (сейчас это доступно) и повышенная осторожность. Нужно понимать, что твоя малолитражка — не гоночный болиг и без необходимости лезть в рискованные обгоны не стоит.
Больше существенных недостатков, основанных на реальном опыте вождения (а не на «мне кажется»), я для себя не выделил. Если у вас есть такие — делитесь в комментариях.

Этот выбор может сделать каждый для себя.
Повторюсь: эта статья не провокация. Я не участвую в перепалках. Это взвешенный взгляд и рациональные аргументы.
Мне все равно, на какой машине вы ездите — леворульной, праворульной, китайской или с рулем посередине. Если она допущена к эксплуатации на наших дорогах — значит, можно. Выбор автомобиля — личное дело каждого водителя. Идиотов, к сожалению, хватает в любом сегменте.
Если тема интересна, в следующих материалах я могу рассказать о том, как покупал машину в Японии и организовал ее перегон в Московскую область. Кстати, моя новая машина уже ждет в японском порту. Или, возможно, у вас есть конкретные предложения, с чего начать?
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Давайте поговорим за праворульные автомобили.

