Богатая история советского автомобилестроения содержит множество несбывшихся надежд и забытых прототипов.
Внедорожник ИЖ-14 — один из них. Он был разработан на Ижевском заводе в конце 70-х годов, и считалось, что этот полноприводный автомобиль изменит представление о внедорожных возможностях и надежности.

Может, он и не выглядит красиво, но он прочный и долговечный, настоящая отличительная черта советских дорог.
К сожалению, мечта дизайнера не сбылась. Хотя эта модель и сопоставима с признанными лидерами среди внедорожников, она все равно производит только одну порцию.
История создания
История ИЖ-14 началась в 1972 году на Ижевском автомобильном заводе. Директор завода посмотрел на необъятные и бездорожные просторы на карте Советского Союза и предложил задачу: построить внедорожник для народа. Не для парадов, а для реальной жизни.

Схема внедорожника ИЖ-14
Николай Слесаренко, главный конструктор проекта, отнесся к нему с большим энтузиазмом. Он собрал команду молодых инженеров, полных энтузиазма и мечтавших о машине, способной преодолеть любые препятствия. Они часами спорили у чертежной доски и забыли об обеде.
Идея была смелой — создать внедорожник, который будет лучше ГАЗ-69, но при этом столь же комфортабельным, как легковой автомобиль.

К 1975 году первые прототипы уже тащились по грязи во время испытаний. Машина не была застрахована — она проезжала через болота, овраги и пески.
Она покорила склоны, от которых отказались другие модели. После каждого из этих испытаний военные инспекторы с удовлетворением похлопывали по капоту и говорили: «Это было тяжело, придурок!”
Технические характеристики и особенности конструкции
Наблюдать за ИЖ-14 можно часами. Компактный и прочный кузов имеет впечатляющий дорожный просвет в 300 мм. При длине всего 3750 мм он может протиснуться там, где застряли бы более крупные транспортные средства.

Сердцем этого внедорожника является модернизированный двигатель «Москвич» — УЗАМ-412 объемом 1,5 литра. Инженеры потрудились над ним, увеличив мощность до 75 лошадиных сил и научив его работать в морозную погоду.
Главной его особенностью была независимая подвеска всех колес — неслыханная роскошь для советского внедорожника. Пассажиры не будут отброшены к потолку, если автомобиль наедет на выбоину!
Трансмиссия продумана до мелочей: можно использовать постоянный полный привод или подключать переднюю ось по мере необходимости. А что насчет тела?
Изготовлен из армированной стали, алюминия и имеет модульную конструкцию — форму можно изменить всего за несколько часов.
Инновационные решения и преимущества модели
ИЖ-14 оказался умной машиной. Как только колеса начинают пробуксовывать, дифференциал автоматически блокируется — никаких рычагов тянуть не нужно.

Даже глубокая вода не станет для него проблемой — электроника спрятана в герметичном корпусе, и автомобиль легко преодолевает ручьи глубиной до 70 см.
И как он был бережлив в еде! На грунтовых дорогах он расходует всего 8-9 литров на 100 километров, чему позавидуют владельцы «Нив.

Они также продумали все детали салона автомобиля: сиденья, которые не натирают ягодицы, звукоизоляция, которая приглушает рев двигателя, и обогреватель, который делает салон таким теплым, что вы можете ездить в футболке даже в сибирские морозы. Настоящий вездеход с комфортом легкового автомобиля!
Почему ИЖ-14 не был запущен в серийное производство
Это необычный автомобиль, который по ряду причин так и не пошел в серийное производство.
Кроме того, в то время Советский Союз отдавал приоритет другим моделям, которые было проще производить и обслуживать.
Экономические факторы
Главным недостатком ИЖ-14 является его экономичность. В конце 1970-х годов страна затягивала пояса, и в то время инвестиции, необходимые для новых проектов, были высоки.
Обратите внимание: Внедорожник UAZ Patriot слегка освежился.
Переоборудование цеха обойдется в миллионы рублей.Планировщики нахмурились и подсчитали: стоимость этой машины оказалась слишком высокой. «Дешевле было бы организовать кооператив по производству валенков», — пошутили в Госплановском комитете.
Вместо того чтобы вкладываться в автомобильную промышленность, нефтедоллары тратились на крупные строительные проекты и закупку продуктов питания за рубежом, а внедорожники в конечном итоге оказались в самом низу списка приоритетов.
Политические аспекты
Политика также сыграла свою роль. ИЖ-14 оказался в центре ведомственных интриг. «АвтоВАЗ» уже приступил к производству «Нивы», и появление более сильного конкурента не входит в планы автогиганта.
Высокопоставленные лица Тольятти шептали важным деятелям министерства: «Зачем нам две одинаковые модели?"
К тому же Ижевский завод в первую очередь считался оборонным предприятием, а гражданская продукция всегда отходила на второй план.
Технологические ограничения
К сожалению, амбиции дизайнеров были разбиты технологической отсталостью. Некоторые детали ИЖ-14 требовали такого уровня точности, который советские станки просто не могли обеспечить.
Особенно нестабильной оказалась система автоматической блокировки дифференциала — она работала нормально только на собранных вручную прототипах.
Алюминиевые кузовные детали также вызывали проблемы — технология их производства была неудовлетворительной. В те годы покупка зарубежного оборудования считалась чуть ли не изменой Родине.
Конкуренция с другими советскими внедорожниками
В те годы «Нива» доминировала на рынке внедорожников. Люди любили ее, и очереди к ней длились годами. УАЗ-469 прочно зарекомендовал себя в армии и народном хозяйстве.
Есть ли место для еще одного игрока? ИЖ-14 оказался перед дилеммой: слишком дорогой для гражданских и недостаточно мощный для военных.

Как часто говорят ижевчане: «Мы пытались усидеть на двух стульях — но упали на средний». Но «Нива» и УАЗ сумели дожить до наших дней, оттеснив потенциальных конкурентов.
Наследие проекта ИЖ-14: что было заимствовано для других моделей
Хотя сам ИЖ-14 постепенно был забыт, его идеи распространились на другие модели. Усовершенствованная ижевскими инженерами система блокировки дифференциала позднее появилась на экспортной версии «Нивы".

Решение герметичных электрических систем перекочевало и на военные УАЗы. Даже эргономика водительского места была перенесена в более поздние модели «Москва".
Главный конструктор Слесаренко часто жаловался, листая автомобильные журналы: «Смотрите, они снова украли нашу идею!» Но в глубине души он испытывал гордость — это означало, что его усилия не пропали даром.
По их словам, когда в 1990-х годах иностранцы увидели сохранившиеся прототипы ИЖ-14, они удивленно покачали головами: «Неужели это результат 1970-х? Мы не верим!"
Значимость ИЖ-14 в контексте истории советского автомобилестроения
История ИЖ-14 — это не просто история несерийного автомобиля. Это история упущенных возможностей советской автомобильной промышленности.
Этот внедорожник может стать настоящим прорывом, соперничая с зарубежными аналогами не только по проходимости, но и по уровню комфорта.
Сегодня об этом помнят только историки автомобилестроения и старые инженеры. Как жаль. Если бы ИЖ-14 был запущен в производство, наша автомобильная промышленность пошла бы совершенно по другому пути.

Иж-14 в музее
Кто знает, может быть, не «Нива», а именно ижевский внедорожник станет символом российского внедорожника? Однако еще до своего официального рождения ИЖ-14 уже оставил свой след в генах других автомобилей.
Интересные факты об ИЖ-14
Во время испытаний ИЖ-14 успешно отбуксировал застрявший ГАЗ-66, вызвав бурные овации военных наблюдателей.

Land Rover, ВАЗ-2121 и ИЖ-14
Один из прототипов был оборудован плавучим понтоном и успешно переправился через реку Кама.
В недрах завода ходит легенда, что Брежнев заинтересовался этим охотничьим самолетом, увидев фотографию ИЖ-14. Но передать его Генеральному секретарю не успели — проект закрыли.
До наших дней сохранился только один экземпляр, бережно хранимый на фабрике. Говорят, что спустя полвека он все еще может сделать еще один полуоборот.
проходить
Хочу знать все Образование Автомобили Внедорожник Ижмаш Оборудование История автомобиля Советский Союз andex Zen (ссылка) Длинная статья Иж-14 Описание Характеристики Дизайн 20 век 9Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Внедорожник ИЖ-14 — нереализованный потенциал СССР.