ЗАЗ-965 «Запорожец»: советский микролитражный автомобиль, созданный на основе мирового опыта

Задача: создать свой, а не копировать

Перед молодыми инженерами МЗМА (Московского завода малолитражных автомобилей) стояла сложная задача. Им было поручено разработать первый советский массовый микролитражный автомобиль. Логичным ориентиром был один из лучших в мире образцов — итальянский FIAT 600, дебютировавший в 1955 году. Хотя прямое копирование не входило в планы энтузиастов, власти дали четкое указание: для быстрого создания нового для СССР класса автомобилей необходимо тщательно изучить зарубежные достижения.

В результате, к началу 1960-х годов ЗАЗ-965 стал вполне современным для своего времени малолитражным автомобилем.

В конце 1950-х НАМИ (Научный автомоторный институт) закупил и всесторонне исследовал практически все европейские малолитражки. На основе этих работ будущий главный конструктор советских микролитражек Борис Фитерман написал книгу, которая стала настольной для многих советских автомобильных специалистов.

Дизайнерам, работавшим над будущим «Запорожцем» (тогда он носил индекс «Москвич-444»), было важно создать собственный, узнаваемый облик, отойдя от итальянского стиля. Однако рациональная конструкция кузова Fiat, идеально подходившая для массового производства, была признана оптимальной и взята за основу.

Первый прототип Москвича-444, будущего «горбатого» «Запорожца».

Первый опытный образец, собранный 23 сентября 1957 года, выглядел несколько вычурно: у него были солнцезащитные козырьки над фарами и декоративные прорези на задних крыльях. От этих излишеств быстро отказались. В итоге, хотя в серийном ЗАЗ-965 и угадывались итальянские черты, у автомобиля появился свой уникальный и запоминающийся стиль.

Сердце автомобиля: детективная история с двигателем

Заимствования касались не только кузова. Советские инженеры, следуя мировым трендам, брали лучшие, с их точки зрения, решения, но не копировали их слепо.

Ранний ЗАЗ-965 «Запорожец».

История выбора силового агрегата напоминает детектив. Первые прототипы оснащались маломощным мотоциклетным мотором, а на испытаниях даже использовался 19,5-сильный двигатель от BMW 600. В НАМИ же параллельно разрабатывали два варианта: оппозитный (965G) и V-образный (965V) двигатели объемом 0,75 литра.

По легенде, которую позже озвучил Борис Фитерман, выбор в пользу V-образной «четверки» был навеян сатирической статьей в зарубежном журнале, где будущий советский автомобиль иронично называли «Volks Fiatovich» — гибридом Fiat и Volkswagen. Однако вряд ли решение принималось на основе шутки. В итоге серийный ЗАЗ-965 получил оригинальный советский V-образный двигатель воздушного охлаждения (0,75 л, 23 л.с.).

Volkswagen Käfer с задним расположением двигателя стал одним из мировых эталонов в классе компактных автомобилей.

Конструкция шасси также стала синтезом лучших идей: передняя подвеска с поперечными торсионами была заимствована у Volkswagen, а задняя независимая пружинная подвеска концептуально повторяла решение Fiat 600.

Народная любовь и скепсис

Серийное производство ЗАЗ-965 началось в августе 1960 года. Для советского человека это был самый доступный автомобиль, что вызывало огромный интерес. Однако его восприятие в обществе было неоднозначным.

Легендарный переднеприводный Citroën 2CV.

Многие встречали маленький округлый автомобиль с добродушным сарказмом. Заднее расположение шумного двигателя, не очень просторный салон и характерное поведение задней подвески, из-за которого ведущее колесо могло «подламываться», породили множество шуток. Для одних «Запорожец» стал долгожданным семейным автомобилем, другие же смотрели на него свысока, мечтая о «настоящих» больших машинах, подобных американским.

Однако в Западной Европе и Японии того времени как раз такие компактные и экономичные автомобили и были массовыми. «Запорожец» был продуктом своей эпохи и своего класса.

«Запорожец» и его зарубежные одноклассники

Чтобы оценить место ЗАЗ-965 в мировом контексте, полезно сравнить его с ключевыми аналогами того времени.

Немецкий Goggomobile T400 — типичный представитель микролитражек эпохи «экономического чуда».

Volkswagen 1200 Käfer («Жук»): Конструктивно очень похож — заднемоторная компоновка, двигатель воздушного охлаждения. Однако к 1960-м «Жук» имел больший объем (1.2 л) и мощность (34 л.с.), а его дизайн, созданный в 1930-х, был уже классическим.

Прямой предок «Запорожца» — FIAT 600.

FIAT 600D: Самый прямой «родственник». Имел более мощный (29 л.с.) и технологичный двигатель жидкостного охлаждения, но менее совершенную переднюю подвеску на поперечных рессорах.

Mitsubishi 500 De Luxe: Японский аналог был компактнее и оснащался двухцилиндровым мотором (0.5 л, 25 л.с.).

Citroën 2CV: Полная противоположность по концепции — переднеприводный, с невероятно мягкой подвеской и очень скромным двухцилиндровым двигателем (13.5 л.с.), но невероятно практичный и вместительный.

BMW 700: Самый стильный и продвинутый в классе. При схожих габаритах имел изящный дизайн и высокооборотный двухцилиндровый двигатель (0.7 л, 30-40 л.с.), что делало его почти спортивным автомобилем.

BMW 700 — самый стильный и технологичный одноклассник «Запорожца».

DAF 700 Daffodil: Голландская малолитражка с уникальной бесступенчатой трансмиссией (вариатором) и оппозитным двигателем (0.75 л, 30 л.с.).

Итог: достойный представитель своего времени

Конечно, при оценке автомобиля важны не только конструкция и дизайн, но и качество изготовления, а здесь у советской промышленности были известные проблемы. Однако если рассматривать именно технические решения и соответствие мировым тенденциям начала 1960-х, то «горбатый» ЗАЗ-965 был вполне удачным и современным автомобилем для своего класса. Он стал результатом вдумчивого изучения мирового опыта и попыткой создать на его основе собственный, советский народный автомобиль. Дальнейшая долгая эволюция заднемоторной схемы на Запорожском заводе — это уже отдельная глава истории.

источник

Автомобильная техника изобретения запчасти двигатели СССР советское производство история автомобилей я хочу знать все старинные автомобили Запорожье редкий Longpost 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Брали лучшее, но не копировали: как появился ЗАЗ-965, и чем горбатый «Запорожец» отличался от зарубежных аналогов.