
Конечно, молодые сотрудники МЗМА не хотели копировать FIAT 600. Хотя это довольно новая модель — она дебютировала в 1955 году и является лучшей в своем классе. Но это приказ властей. Даже молодые и восторженные юные романтики в глубине души понимали: чтобы быстро создать совершенно новый класс автомобилей, которого в СССР еще практически не существовало, необходимо на данном этапе тщательно и вдумчиво изучить лучшие зарубежные образцы.

В первой половине 1960-х годов ЗАЗ-965 был вполне современным малолитражным автомобилем
Кстати, во второй половине 1950-х годов НАМИ закупил большое количество иномарок. Включая почти все малолитражные автомобили в Европе. В рамках альянса они проводили исследования и испытания, пытаясь найти преимущества и недостатки каждой конструкции. А Борис Фитерман, ставший впоследствии главным конструктором будущих советских микролитражных автомобилей, даже написал на основе этих работ подробную книгу о современных микролитражных автомобилях. Эта книга стала настольной книгой для нескольких поколений передовых советских автолюбителей.
Однако на данном этапе художникам МЗМА (завод начинался с микроавтомобилей, позже НАМИ), отвечавшим за дизайн Москвича-444 (спустя несколько лет автомобиль стал ЗАЗ-965), оставалось лишь попытаться максимально отдалиться от итальянского дизайна. Однако конструкция кузова Fiat признана наиболее удачной и самой передовой с точки зрения технологии массового производства.

Первый прототип Москвича-444, будущего запорожского танка
В конце концов нам удалось уйти от итальянского стиля. Действительно, первый опытный «Москвич-444», собранный 23 сентября 1957 года, выглядел как довольно наивная попытка сделать автомобиль более зрелым. Над фарой имеется небольшой солнцезащитный козырек, а на заднем крыле имеются вентиляционные отверстия. Разумеется, эти «излишества» были отвергнуты. Некоторые итальянские черты можно увидеть в серии ЗАЗ-965, но у «Запорожья» все же есть свои особенности. Дизайн и стиль развиваются сообща.
Народная Республика
Конечно, заимствован не только дизайн кузова. Советские инженеры максимально следовали современным тенденциям, перенимая то, что они считали лучшим из западных образцов, но не копируя ни одну конструкцию в точности.

Ранний Запорожский ЗАЗ-965
история, происходящая в этом поезде, представляет собой наполовину детектив, наполовину комедию. Первоначально прототип оснащался советским мотоциклетным двигателем, который по своим характеристикам и ресурсу явно не подходил для машины. Испытателям понравился 19,5-сильный двигатель BMW 600 с., который также был установлен на одном из образцов ввиду отсутствия подходящего отечественного двигателя.
Но в НАМИ команда под руководством Александра Айзенберга уже работала над двумя четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом 0,75 литра: оппозитным 965G и V-образным 965V. Окончательный выбор двигателя породил слухи и легенды.

Volkswagen Cavour с задним расположением двигателя стал эталоном среди компактных автомобилей
Их создал Борис Фиттерман, один из главных участников мероприятия. Спустя тридцать лет после постройки первого запорожского автомобиля Фитерман вдруг вспомнил в журнале, что выбор V-образного двигателя был навеян сатирической статьей в британском журнале Automobile под названием «Volks Fiatovich». Ироничное «имя и фамилия» подчеркивало: советская малолитражка представляла собой гибрид Fiat с двигателем Volkswagen Carver.

Гражданский автомобиль в японском стиле - двухцилиндровый Mitsubishi 500 De luxe
Такая статья существует. Да, именно так, не в Motor, а в менее известной австралийской Modern Motor. Но трудно поверить, что после этого Айзенберг сдался и бросил борьбу с двигателем противника. И он, скорее всего, будет не единственным, кто примет окончательное решение. «Патентная чистота» продукции советского автопрома в то время никого не привлекала. Не говоря уже о том, что советский 0,75-литровый горизонтально-оппозитный двигатель по конструкции сильно отличался от 1,2-литрового двигателя, устанавливавшегося в то время на Volkswagen Kefer.
Но в любом случае автомобиль был запущен в производство, оснащенный оригинальным советским V-образным двигателем объемом 0,75 литра и мощностью 23 лошадиные силы и. Однако поперечная торсионная передняя подвеска первой модели завода «Коммунар» действительно была заимствована у Volkswagen, отказавшись от оригинальных поперечных рессор Fiat. Задняя подвеска — независимая пружинная, по концепции напоминающая подвеску Fiat 600. Однако большинство компактных автомобилей с задним расположением двигателя в то время имели схожую конструкцию.
Серийное производство ЗАЗ-965 началось в августе 1960 года. Советские люди проявляли большой интерес к любому легковому автомобилю, а к этому — особенно. В конце концов, он стал самым доступным, но для советских граждан это было слишком непривычно!

Легендарный переднеприводный двухцилиндровый Citroën 2CV
Вот кто он такой
Многие советские граждане встречали запорожцев с добродушным сарказмом, а другие — с гневной иронией. Снаружи этот небольшой круглый автомобиль выглядит немного легкомысленно. Двигатель, как и большинство двигателей с воздушным охлаждением, шумный и расположен сзади, а не там, где ему «положено» быть. Кстати, это была первая шутка о запорожцах, но далеко не последняя. Конструкция задней подвески и привод на одношарнирное ведущее колесо привели к характерным для модели 965 комичным «согнутым ногам», которые возникали при разгрузке ведущего колеса. Конечно, салон и багажник не очень просторные.
Конечно, многие мечтали, что запорожский автомобиль станет единственным автомобилем, которым смогут владеть бедные семьи. Они действительно остались довольны покупкой.
Обратите внимание: «Дом на колёсах» Самое лучшее и удобное на чём можно путешествовать.
Но многие даже смотрят на эту машину свысока. Но тщетно!
Типичным представителем немецкого семейства автомобилей является Goggomobile 400 с двухтактным двигателем
Увы, как бы цинично ни относились многие граждане к Никите Хрущеву, его призыв догнать США, судя по всему, возымел действие, и это, кстати, касается только производства молока и мяса. А затем в 1959 году состоялась американская выставка в Сокольниках, которая показала, что означает это «догоняющее». Вообще, в сознании многих советских людей, или, по крайней мере, в подсознании, зародилась странная идея: граждане сверхдержавы должны ездить на «настоящих», «взрослых» автомобилях, как минимум на «Москве» и «Волге», а лучше на «Кадиллаках» и «Мерседесах».
В то время у западных европейцев, и особенно у японцев, были иные, более реалистичные ориентиры. Массовые автомобили, на которых они ездят, по конструкции и даже по дизайну похожи на горбатых запорожцев».
Первый раз посещаю микрокласс
Конечно, одним из главных эталонов в этом классе является Volkswagen 1200 Kaefer. Конструктивно автомобиль был очень похож на запорожский автомобиль — шумный двигатель воздушного охлаждения, независимая подвеска, не очень просторный салон. Действительно, в 1960-х годах Beetle уже оснащался 1,2-литровым двигателем мощностью 34 лошадиные силы. Таким образом, эта машина оказалась значительно быстрее машин запорожской команды и других одноклассников. Стиль Beetle, безусловно, не лишен очарования, но он был разработан в середине 1930-х годов.

Прямой предок «Запорожца» — FIAT 500 с двигателем жидкостного охлаждения
Кстати, японский Mitsubishi 500 De luxe по «внешности» похож и на «Запорожец», и заодно на Fiat, будучи компактнее и компактнее ЗАЗ-965. Как и в советских автомобилях и большинстве их аналогов, двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения располагался сзади, имел рабочий объем 0,5 литра и мощность несколько выше, чем у первого ЗАЗ-965 — 25 л.с., при этом на автомобиле была 23 л.с и. С 1963 года выпускалась версия ЗАЗ-965А с двигателем объемом 0,9 литра и мощностью 27 лошадиных сил.
Одним из самых просторных четырехдверных серийных автомобилей в Европе является легендарный Citroën 2CV. Переднеприводный автомобиль оснащен очень мягкой независимой торсионной подвеской. Двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением рабочим объемом 0,43 литра вырабатывает всего 13,5 литров масла и. Мы пошли и отлично провели время!
Западногерманский Goggomobile T400 является примером типичного моторизованного экипажа эпохи немецкого «экономического чуда». В задней части автомобиля установлен двухцилиндровый двухтактный пневматический двигатель рабочим объемом 0,4 литра и мощностью 19 лошадиных сил и.

BMW 700 с задним расположением двигателя, двумя карбюраторами и кузовом купе
Наиболее близкая к ЗАЗ-965 модель — итальянский Fiat 600D, имеющий переднюю подвеску с поперечными рессорами. Этот автомобиль — одна из самых мощных моделей в своем классе. Четырехцилиндровый двигатель имеет жидкостное охлаждение, рабочий объем 0,8 литра и мощность 29 лошадиных сил и.
Самая яркая и продвинутая новинка — аналог ЗАЗ-965 — BMW 700 со стильным взрослым дизайном. Автомобиль пришел на смену компактному универсалу BMW 600, был немного длиннее запорожской машины и оснащался двухцилиндровым двигателем объемом 0,7 литра. Благодаря высокой степени сжатия и продуманной конструкции небольшой двигатель развивает мощность 30 лошадиных сил и. Скорость вращения 5000 об/мин. Двухкарбюраторная версия двигателя, установленная в спортивном купе, выдавала мощность 40 лошадиных сил и. Скорость вращения 5700 об/мин. Мелитопольский двигатель от запорожцев уже имеет такую мощность при рабочем объеме 1,2 литра. Этот двигатель появился позже.

Голландский DAF 700, задний привод, вариатор
Наконец, очень интересный и необычный европейский малыш — DAF 700 Daffodil из Нидерландов. Автомобиль с классической компоновкой также оснащен независимой подвеской. Кроме того, спереди установлены амортизационные стойки. Двигатель — двухцилиндровый, оппозитный, с воздушным охлаждением, рабочим объемом 0,75 литра и мощностью 30 лошадиных сил и. Скорость вращения 4000 об/мин. Но главная особенность DAF — бесступенчатая трансмиссия. Задняя ось имеет независимую пружинную подвеску и оснащена трансмиссией. Действительно, в те годы эта конструкция оказалась не очень осуществимой…
Конечно, при оценке автомобиля учитываются не только его технические характеристики и дизайн. Качество изготовления и надежность одинаково важны. Однако в то же время дела у запорожских автомобилей, как и у других советских машин, шли неважно. Но это уже другая тема. Но с точки зрения конструкции и дизайна «Горбун» был весьма неплохим и даже удачным автомобилем для своего времени и класса. Разумеется, заднемоторная конструкция Запорожья была «заморожена» на 30 лет. Но это уже другая история…
источник
Автомобильная техника изобретения запчасти двигатели СССР советское производство история автомобилей я хочу знать все старинные автомобили Запорожье редкий Longpost 3Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Брали лучшее, но не копировали: как появился ЗАЗ-965, и чем горбатый «Запорожец» отличался от зарубежных аналогов.