Эволюция ВАЗ-2110: от советского проекта до капиталистической реальности

История индексации моделей АВТОВАЗа может сбить с толку даже экспертов. Эта путаница возникла не из-за хаоса, а как следствие строгих правил советской промышленной системы, где новые модели получали четырёхзначные индексы только после долгих испытаний.

Ранний прототип ВАЗ-2110, известный как 100-я серия, отличался консервативным дизайном.

Индекс ВАЗ-2110 логично продолжил линейку самарских седанов (ВАЗ-2108, 2109), но чтобы ускорить выход, завод использовал свободный номер, избежав длительной процедуры присвоения. Так перспективный седан, сменивший ВАЗ-21099, получил своё историческое имя.

Более продвинутый макет ВАЗ-2110 200-й серии, 1987 год.

Работа над новой моделью началась ещё в 1984 году, параллельно с запуском «восьмёрки». Инженеры не стали менять успешную переднеприводную платформу, доработанную ранее Porsche, но поставили амбициозную задачу — полностью обновить внешний вид и интерьер.

Серийный ВАЗ-2110 конца 1990-х годов выглядел современно.

Салон «десятки» был стильным, хотя качество сборки оставляло желать лучшего.

Трудный путь от концепции к конвейеру

Радикальному дизайну мешали технологические ограничения: даже фары пришлось заимствовать у ВАЗ-2108. Первый прототип 1987 года, прозванный «Афалиной», не был революционным и напоминал европейские седаны середины 80-х, такие как Ford Sierra.

Первый переднеприводный универсал ВАЗ-2111.

Никто не предполагал, что путь до серийного производства займёт целое десятилетие. Чтобы автомобиль не устарел, в 1987 году появился двухсторонний макет по эскизам Владимира Ярцева. Его дизайн был по-настоящему оригинальным и заложил основы будущей «десятки».

Хэтчбек ВАЗ-2112.

Модели 200-й седии уже сильно походили на итоговый ВАЗ-2110, хотя и имели уникальные черты, например, составные боковые стёкла сложной формы для улучшения аэродинамики. От некоторых решений, вроде накладок на порогах, позже отказались, но в целом облик сформировался ещё в конце 1980-х.

Мощная версия ВАЗ-21106 с двигателем Opel на 150 л.с.

Испытания эпохой перемен

Планы по доработке модели совместно с Porsche, как это было с «восьмёркой», рухнули вместе с советской плановой экономикой. Государственная система финансирования и распределения развалилась, оставив завод в сложном положении. Тем не менее, сотрудничество с немцами дало результат — был создан современный 16-клапанный двигатель.

Конструкторы у модели ВАЗ-2113 «Катран».

Обратите внимание: Десятка самых популярный автомобилей из Китая.

Первые «десятки» оснащались карбюраторным 1,5-литровым двигателем (72 л.с.). Система впрыска топлива, разработанная с американской компанией AC Rochester, появилась позже. Инжекторный 16-клапанный мотор мощностью 91 л.с. дебютировал на версии ВАЗ-21103.

ВАЗ-21106С с двигателем Opel.

Удивительно не то, что ВАЗ-2110 вышел только в 1997 году, а то, что его вообще удалось запустить в производство в те сложные годы. Эта модель стала символом перехода завода в новую эпоху.

Рождение в условиях капитализма

ВАЗ-2110 стала первой моделью завода, породившей огромное количество модификаций и тюнинговых версий, что было немыслимо в социалистической системе с её жёсткими стандартами.

Компактный трёхдверный хэтчбек ВАЗ-21123.

Параллельно с седаном были разработаны универсал ВАЗ-2111 (выпуск с 1998 г.) и хэтчбек ВАЗ-2112. Но настоящей сенсацией стали специальные версии. Уже в 1996 году на автосалоне показали ВАЗ-21106 «Жёлтая акула» с 150-сильным двигателем Opel, способный разгоняться свыше 200 км/ч. Позже его даже выпускали мелкими сериями.

Представительский седан ВАЗ-21109 «Консул».

Фантазии конструкторов материализовались: появились двухдверное купе ВАЗ-21123, удлинённый седан-«лимозин» ВАЗ-21109 «Консул» и даже полноприводные версии. Универсал ВАЗ-2111-90 «Тарзан» использовал агрегаты от «Нивы», а ВАЗ-2116-04 создавался по философии скоростных полноприводных иномарок.

Полноприводный универсал ВАЗ-2116-04.

История «десятки» — это долгие дорожные испытания, ажиотажный спрос на свежий дизайн, проблемы с качеством первых выпусков и невероятное разнообразие модификаций. Сегодня это уже часть автомобильной истории, ярко иллюстрирующая переход целой страны и отрасли из одной эпохи в другую.

источник

Автомобильная техника изобретения запасные части Советская автомобильная история Двигатели АвтоВАЗ Советское производство ретро автомобили Я хочу знать все длинная статья 8

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Из социализма в капитализм: как появился ВАЗ-2110 и чем «десятка» отличалась от других моделей «Лада».