Эта статья родилась как ответ на пост, где человек искал мастера для изготовления кронштейна суппорта. Сразу оговорюсь: я инженер-конструктор, поэтому мой взгляд на ситуацию профессиональный и, возможно, субъективный.

Казалось бы, что сложного — сделать кронштейн? Заказчик получает нужную деталь, инженер — оплату своего труда. Идеальная сделка. Однако в комментариях появился пользователь, который с жаром стал доказывать, что такая работа не может стоить больше 3000 рублей, блеснув знанием марок стали. Именно эта ситуация и побудила меня к размышлениям.

Меня огорчил не столько конкретный комментатор, сколько распространённая тенденция обесценивать сложный интеллектуальный и технический труд. Дорогие коллеги, давайте вместе разберёмся, действительно ли мы «жадные», или просто мало кто представляет реальную стоимость нашей работы.
Разбираем процесс и стоимость по шагам
Давайте рассмотрим весь процесс создания кронштейна с нуля и посчитаем расходы. Для простоты возьмём цены с популярных маркетплейсов.

Начнём с заготовки. Нам понадобится алюминиевый сплав D16T. Одна заготовка нужного размера обойдётся примерно в 1787 рублей. Для надёжности и возможности доработки лучше взять две — итого 3574 рубля.
Этап проектирования: невидимая часть айсберга
Прежде чем что-то чертить, нужно точно понять, с чем мы работаем. Для этого необходимо отсканировать место установки тормозов и сам суппорт. Потребуется дорогостоящее оборудование — 3D-сканер — и навыки работы с ним. Два скана обойдутся примерно в 6000 рублей.

Сканируем посадочное место на мотоцикле для новых тормозов.

Сканируем существующий кронштейн, чтобы правильно его позиционировать.
Теперь данные нужно загрузить в систему автоматизированного проектирования (САПР) и создать 3D-модель нового кронштейна. Стоимость этой работы целиком зависит от опыта и скорости инженера: кто-то справится за полчаса, кому-то потребуется день. Я оцениваю свою работу на этом этапе в 4000 рублей.

Процесс 3D-моделирования кронштейна в САПР.
Обратите внимание: Самая дорогая Toyota Century стоимостью выше 10 млн. руб..
От виртуальной модели к реальной детали
Следующий критически важный шаг — проверка. Можно, конечно, сразу отдать модель на фрезеровку, но любая ошибка приведёт к порче дорогостоящей заготовки и потере времени. Гораздо разумнее напечатать прототип на 3D-принтере, примерить его на месте и убедиться, что всё идеально стыкуется. Стоимость печати и проверки прототипа оценим в 1000 рублей.

3D-печать прототипа для проверки геометрии и посадки.
После успешной проверки прототипа наступает этап программирования станка с ЧПУ. Нужно создать управляющую программу для фрезерного станка, используя CAM-модуль, и провести виртуальную симуляцию обработки, чтобы избежать столкновений инструмента. Работа специалиста на этом этапе стоит около 3000 рублей.

Написание и симуляция управляющей программы для ЧПУ.
Финальная обработка и результат
И вот, наконец, можно приступать к фрезеровке. Станок с ЧПУ — сложное и дорогое оборудование, требующее квалифицированного оператора. После нескольких часов работы мы получаем почти готовые детали, которые нужно аккуратно отделить от заготовки (перерезать «пуповину»). Стоимость работы станка и оператора — около 4000 рублей.

Процесс фрезеровки кронштейна на станке с ЧПУ.

Готовая деталь №1.

Готовая деталь №2.
Детали устанавливаются на мотоцикл и передаются довольному клиенту.

Новый кронштейн в сборе на мотоцикле.
Итоговая калькуляция
Давайте сложим все затраты: заготовки (3574 р.) + 3D-сканирование (6000 р.) + 3D-моделирование (4000 р.) + прототип (1000 р.) + программирование ЧПУ (3000 р.) + фрезеровка (4000 р.) = 21 574 рубля.
Дорого? С моей точки зрения, эта сумма полностью оправдана объёмом необходимых знаний, опыта, использования специализированного оборудования и гарантией качества результата. А что думаете вы?
Эта статья является перепостом моей статьи на DRIVE2: https://www.drive2.ru/b/697110714048848742/
Всего голосов: [Мой] Опрос Производство ЧПУ Машиностроительный инструмент Промышленность Производство Тормозной суппорт Длинный пост 49
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Миска супа или разговор про стоимость труда инженера.
