ГАЗ-3111 «Волга»: несостоявшаяся революция российского автопрома

В конце 1990-х годов российская автомобильная промышленность переживала глубокий кризис. Большинство моделей безнадежно устарели, а новые разработки не могли составить конкуренцию иномаркам. На этом сложном фоне появился автомобиль, который вселял надежду — ГАЗ-3111 «Волга». С его современным дизайном и передовой конструкцией он мог бы стать новой эрой для отечественного автопрома, но, к сожалению, его ждала судьба многих перспективных проектов того времени — забвение.

Международное сотрудничество и российская смекалка

Первый демонстрационный образец кузова и салона ГАЗ-3111 был создан в 1998 году в США компанией «Venture Industries» из Детройта по заказу ГАЗа. Однако важно отметить, что внешний вид автомобиля — его запоминающийся дизайн — был полностью разработан российскими специалистами. Американские партнеры получили уже готовые модели и чертежи, их роль свелась к технической реализации. Более того, сотрудники Горьковского автозавода, такие как представитель Игорь Безродных, активно контролировали процесс, регулярно вылетая в США для внесения правок.

Сотрудники ГАЗа наклеивают таблички на автомобили перед выставкой

Когда предсерийный образец «Волги» ГАЗ-3111 был представлен публике, он произвел настоящий фурор. Его смелый и современный облик поразил даже видавших виды автомобильных экспертов.

Появление автомобиля на выставке буквально парализовало работу на стендах конкурентов.

Но настоящим сюрпризом стали два других прототипа — ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104. Их в условиях строжайшей секретности собрали из металла инженеры ГАЗа в Нижнем Новгороде, в то время как американские партнеры работали над пластиковым макетом.

Увидев эти готовые автомобили, представители «Venture Industries» были шокированы. Это была настоящая победа инженерной мысли всего коллектива Горьковского автозавода.

Это настоящая победа всего коллектива Горьковского автозавода.

Промежуточный вариант

Дизайн: взгляд в будущее с оглядкой на прошлое

Внешность ГАЗ-3111 соответствовала самым актуальным мировым трендам конца 90-х. Обтекаемый кузов с плавными линиями, выполненный в так называемом «биодизайне», тем не менее, хранил генетическую связь с легендарной «Волгой» ГАЗ-21.

Наиболее явная ретро-нота — в светотехнике, разработанной совместно с компанией Hella. Узкие каплевидные фары с линзованным ближним светом под общим колпаком и отдельные поворотники из восьми ламп создавали уникальный облик.

Задние фонари, стилизованные под ГАЗ-21, но с современными светодиодами, стали изящным дизайнерским решением, связывающим эпохи.

Также имеются отдельные указатели поворота из восьми ламп. Задние фонари выполнены в стиле ГАЗ-21, но оснащены современными светодиодами.

Базовые опции

Интерьер и техническое оснащение

Салон ГАЗ-3111 был настоящим прорывом. Оригинальная передняя панель, удобные регулируемые кресла от Lear, эргономичные переключатели — все это выводило комфорт на уровень современных иномарок, при этом сохраняя узнаваемые «волговские» материалы и цвета.

Автомобиль предлагался с широкой гаммой двигателей: от базового 155-сильного ЗМЗ-4052.10 до нового V8 ГАЗ-3105 мощностью 170 л.с. Некоторые экземпляры дорабатывались «Техносервисом» с установкой японских агрегатов Toyota.

Шасси, хоть и было основано на платформе ГАЗ-3110, получило массу улучшений: новую переднюю подвеску на подрамнике, модернизированную заднюю рессорную подвеску, реечный рулевой механизм с ГУР и АБС. Это кардинально улучшило управляемость и устойчивость.

Даже в базовой версии автомобиль имел электростеклоподъемники, подогрев зеркал, ГУР и литые диски. Более дорогие комплектации поражали роскошью: кожа, климат-контроль, люк, премиальная аудиосистема и даже автоматическая коробка передач.

Салон более дорогих версий выглядит богаче за счет кожаной отделки и более широкого набора опций.

Обратите внимание: «Чайку» 1977 года почти без пробега выставили на продажу за 6 млн рублей.

Для задних пассажиров предусмотрены индивидуальные прикуриватели, пепельницы и фонари, а также подогрев сидений.

Некоторые дилеры устанавливают климат-контроль с функцией автоматического поддержания заданной температуры. Самая роскошная версия оснащена электрорегулировкой сидений, люком на крыше, премиальной аудиосистемой и автоматической коробкой передач.

Большие надежды и горькое разочарование

Руководство ГАЗа видело в «3111-й» флагмана для госструктур и корпоративного сектора. Велись даже переговоры об экспорте. Немецкий бизнесмен Хорст Йеше был настолько впечатлен автомобилем, что основал компанию для его продвижения в Европе, куда отправили несколько машин с импортными двигателями и АКПП.

Самым активным среди них был Хорст Йеше, немецкий бизнесмен из Гессена, лично владевший автомобилем ГАЗ-3111. Он был настолько впечатлен потребительскими качествами модели, что специально для экспорта этой модели основал компанию «Волга Интернешнл Трейд энд Автомотив.

Однако всем этим планам не суждено было сбыться. С 2000 по 2002 год было выпущено чуть более 400 серийных автомобилей, а в 2004 году проект был окончательно закрыт после прихода на завод нового собственника — холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски.

Официальной причиной назвали нерентабельность, хотя цена «Волги» (13-15 тыс. долларов) была значительно ниже иномарок. Более правдоподобной выглядит версия, что перспективный отечественный проект был «свернут», чтобы расчистить путь для сборки иностранных моделей. Вместо развития собственных технологий новый владелец выбрал стратегию промышленной сборки иномарок.

Всего, с учетом предсерийных машин, было выпущено около 500 экземпляров ГАЗ-3111, что делает его одним из самых редких отечественных автомобилей.

Сегодня многие из сохранившихся машин находятся в плачевном состоянии, но интерес коллекционеров к ним растет. Хорошие экземпляры становятся объектом охоты.

История ГАЗ-3111 — это яркий пример упущенных возможностей. Российским инженерам удалось создать конкурентоспособный автомобиль бизнес-класса, но внешние обстоятельства и смена стратегии предприятия не позволили ему изменить лицо отечественного автопрома. Он так и остался красивым, но нереализованным проектом, символом того, что могло бы быть.

проходить

Хочу знать все Образование История автомобилей Советская Россия АвтоГАЗ-3111 Оборудование 20 век Яндекс Дзен (ссылка) Длинная статья Отечественный автопром Автомобильная промышленность 17

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Почти иномарка Волга ГАЗ-3111.