ГАЗ-22 «Волга»: забытый советский универсал, ставший мечтой

В то время как ГАЗ-21 «Волга» заслуженно считается легендой советского автопрома, её собрат — универсал ГАЗ-22 — остаётся в тени, хотя его история не менее интересна и насыщена.

Стоит отметить, что ГАЗ-22 не был первопроходцем в классе универсалов. Ещё в 1956 году на базе седана «Москвич» появилась модель «Москвич-423». Горьковский автозавод в те годы был сосредоточен на других проектах, однако к концу 1950-х годов созрела идея расширить модельный ряд «Волги». В результате было создано три прототипа: непосредственно универсал ГАЗ-22, грузовой фургон и машина скорой помощи на его базе.

Интересно, что если универсал и «скорая» в итоге пошли в серию, то судьба фургона сложилась иначе. Несмотря на то, что в прессе его уже называли «предсерийным», от запуска в массовое производство отказались. Причиной стали высокие затраты на изготовление уникальных кузовных панелей, которые сочли нецелесообразными на фоне огромного дефицита базового седана ГАЗ-21.

ГАЗ-22, фургон (прототип)

Конструктивные особенности и практичность

Главной «фишкой» ГАЗ-22 был его колоссальный багажный отсек. Согласно технической документации, его полезный объём достигал двух кубометров, а грузоподъёмность — 400 килограммов. Однако за удобство пришлось заплатить: запасное колесо располагалось в нише под полом, и чтобы до него добраться, часто требовалось полностью разгрузить автомобиль. Эту проблему решили лишь на следующей модели — ГАЗ-24-02.

Важным преимуществом ГАЗ-22 перед преемниками стали его задние сиденья. Они были полноценными и комфортными, почти не уступая передним, что выгодно отличало модель от более поздних универсалов со складными сиденьями упрощённой конструкции. При необходимости спинки складывались, образуя ровную и длинную грузовую платформу.

Существует заблуждение, что семиместная версия появилась только на ГАЗ-24-02. На самом деле, некоторые модификации ГАЗ-22 с завода оснащались третьим рядом сидений. Такие машины, в основном, шли на экспорт, например, в Финляндию, где их даже называли «автомобилями для выходных дней». Вместимость могла достигать восьми человек благодаря сплошной передней скамье.

Салон и техническое оснащение

В целом, интерьер универсала повторял оформление седана ГАЗ-21: та же элегантная панель приборов в американском стиле с центральным спидометром и часами. Однако радио устанавливалось не на все машины, причём это касалось не только дефицита в СССР, но и экспортных версий, где покупатели предпочитали ставить свою аудиотехнику.

Рычаг коробки передач, как и у седана, располагался на рулевой колонке. Любопытной особенностью всех «Волг» того периода был специальный рычажок для управления выдвижной антенной, позволявший регулировать её, не покидая салона.

Сердцем автомобиля был проверенный верхнеклапанный двигатель ЗМЗ-21 объёмом 2.45 литра и мощностью 75 л.с. Этот мотор, постоянно модернизируясь, ставился на «Волги» вплоть до 1990-х годов. Экспортные версии иногда получали форсированные до 80-85 л.с. агрегаты, но в СССР они почти не поставлялись, так как требовали высокооктанового бензина, который был в дефиците.

Из-за возросшей массы максимальная скорость универсала составляла около 120 км/ч, что было на 10 км/ч меньше, чем у седана. Динамика также была довольно спокойной, однако хороший крутящий момент и удачно подобранные передаточные числа позволяли уверенно трогаться даже со второй передачи.

Взгляд из-за рубежа и судьба в СССР

ГАЗ-22, как и седан, экспортировался в ряд стран. Британский журнал «Automobile» в своё время взял интервью у владельца такого универсала — художника из сельской местности. Тот отмечал некоторые недостатки: слабоватые тормоза, тяжёлое рулевое управление на низких скоростях и высокий расход топлива (около 13 л/100 км). Технически автомобиль выглядел проще европейских аналогов.

Однако его впечатлили огромный багажник, невероятная плавность хода и прочность конструкции. Владелец специально тестировал машину на плохих дорогах и заключил, что для сельской местности это идеальный, надёжный работник, несмотря на свою неспешность.

В Советском Союзе ГАЗ-22 быстро стал предметом мечтаний, но оставался малодоступным. Основная часть выпуска распределялась между государственными учреждениями, больницами (как машины скорой помощи) и НИИ. Попасть в частные руки такой автомобиль мог, уже будучи сильно изношенным, поэтому удачная покупка подержанного универсала считалась большой удачей. Среди счастливых обладателей был, например, знаменитый артист Юрий Никулин.

С 1962 по 1970 год было выпущено чуть более 22 тысяч универсалов ГАЗ-22 и около 3 тысяч машин скорой помощи на его базе. Это весьма скромный тираж, что объясняет редкость и высокую коллекционную ценность хорошо сохранившихся экземпляров сегодня. ГАЗ-22 остаётся не просто вариацией на тему легенды, а самобытным и практичным автомобилем, который воплотил в себе мечту о просторном и выносливом семейном автомобиле.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автомобиль ГАЗ-22 Волга универсал.