Германская Демократическая Республика (ГДР) оставила после себя яркие символы эпохи: Берлинскую стену, знаменитую телебашню и исторический поцелуй Брежнева с Хонеккером. Но, пожалуй, самым узнаваемым и народным символом Восточной Германии стал автомобиль Trabant — машина, прошедшая путь от предмета гордости до объекта насмешек, а затем — до статуса культового коллекционного раритета.
Трабант 601 — самая массовая и известная модель.
Народный автомобиль социалистического блока
В ГДР выпускались разные автомобили, однако именно «Трабант» стал главной, самой доступной и массовой моделью для рядовых граждан. Чтобы получить заветный автомобиль, люди были готовы годами стоять в очереди. Эта ситуация была характерна не только для Восточной Германии, но и для других стран социалистического лагеря, куда «Трабанты» активно экспортировались. Для своих владельцев эта машина становилась настоящим сокровищем, за которым тщательно ухаживали и которым очень дорожили.
Кабриолет Tramp — одна из модификаций.
Однако с течением времени отношение к «Трабанту» резко изменилось. Из символа успеха он превратился в объект насмешек и иронии, олицетворяя технологическое отставание ГДР. Производство автомобиля в итоге было прекращено. Но прошло не так много времени, и «Трабант» вновь обрёл популярность — на этот раз как предмет ностальгии и коллекционирования. Всего за пару десятилетий он совершил удивительную трансформацию: из символа отсталости стал объектом восхищения и частью автомобильной истории.
Передовые для своего времени решения
Интересно, что по меркам конца 1950-х годов «Трабант» был сконструирован вполне современно и даже прогрессивно. Его технические особенности включали:
Компоновку с передним приводом
Поперечное расположение двигателя
Полностью независимую подвеску всех колёс
Широкое применение пластика в кузовных панелях
Очень лёгкую конструкцию — снаряжённая масса составляла всего 620 кг
Сердцем автомобиля был двухцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением. Независимая подвеска была реализована с помощью поперечных рессор. Конечно, к 1970-м годам такие решения уже выглядели устаревшими, но в момент своего дебюта «Трабант» мог на равных конкурировать со многими европейскими аналогами, включая продукцию более известных автопроизводителей.
Трабант P50 — одна из ранних моделей.
Исторические корни: от DKW до IFA
История «Трабанта» уходит корнями в довоенную Германию. Его концепция была унаследована от компании DKW, которая в 1930-х годах выпускала популярные переднеприводные автомобили. После Второй мировой войны завод DKW в Саксонии оказался в советской зоне оккупации. На его мощностях восточные немцы начали выпуск довоенных моделей DKW, но уже под маркой IFA.
Специальный класс DKW — предшественник «Трабанта».
Позже автомобиль был модернизирован, получил новый кузов и название «Цвиккау» — в честь города, где располагался завод. Это была уже несколько иная машина с двигателем объёмом 0,5 литра (против 0,7 литра у DKW), но общая концепция сохранилась.
В 1957 году, после очередного обновления, автомобиль получил своё легендарное имя — «Трабант», что в переводе с немецкого означает «спутник» или «товарищ». Это название было дано в честь запуска первого советского искусственного спутника Земли.
В 1964 году «Трабант» снова модернизировали: объём двигателя увеличили до 0,6 литра, а мощность — до 23 лошадиных сил. Чуть позже мощность довели до 26 л.с. Так появилась самая известная версия — Trabant 601. Именно эта модель прожила уникальную жизнь, выпускаясь почти 30 лет без существенных изменений.
Кузов из твёрдого пластика — одна из главных особенностей.
Инновационный кузов из пластика
Главной отличительной чертой «Трабанта» был его кузов. Он состоял из панелей, изготовленных из термореактивного пластика (в советских журналах его называли «фенольной смолой»), которые крепились на стальной каркас-раму. Позже эту технологию часто высмеивали, но на момент своего появления она была весьма прогрессивной. Более того, сама идея использования пластика для кузова родилась ещё в конце 1930-х годов, когда спрос на малолитражные автомобили DKW был высок, а квоты на сталь (в основном уходившую на военные нужды) — крайне ограниченными.
Характерные особенности и «трюки»
Небольшой «Трабант» обладал рядом уникальных и интересных технических решений:
Вентиляционные дефлекторы, расположенные не снаружи, а внутри салона.
Механические корректоры фар с рычагом регулировки.
Небольшой топливный бак объёмом всего 26 литров, который вместо привычного указателя уровня оснащался щупом для проверки (имелся лишь сигнализатор резерва).
Довольно высокий расход топлива — по паспорту около 9 литров на 100 км, что в сочетании с малым баком ограничивало запас хода.
Необычная система зажигания: на каждый цилиндр приходилось по две независимые катушки. Простое, но остроумное решение.
Двухтактный двигатель объёмом 0,6 литра (26 л.с.) работал не на чистом бензине, а на специальной смеси в пропорции 40:1 (40 частей бензина на 1 часть масла). Впрочем, как отмечают эксперты, к точности соблюдения пропорций можно было относиться без излишнего фанатизма — двигатель был довольно неприхотлив.
Базовой моделью был двухдверный седан Trabant 601. Однако особой популярностью пользовалась универсальная версия — Trabant 601 Universal, которая благодаря своей практичности стала настоящим семейным автомобилем.
В рекламных материалах ГДР часто изображали молодую пару, загружающую в «Трабант-универсал» крупногабаритные товары, например, большой по тем временам цветной телевизор, что подчёркивало вместительность автомобиля.
Аскетизм по-немецки: интерьер и оснащение
Владельцы «Трабанта» не могли рассчитывать на особый комфорт. Приборная панель была предельно аскетичной: спидометр, несколько контрольных ламп, индикатор резерва топлива и переключатель указателей поворота.
В качестве опций могли устанавливаться тахометр и радио.
Ещё одним интересным устройством был так называемый экономайзер. Зелёная лампочка загоралась при экономичном режиме движения, а красная — когда водитель начинал ехать слишком «агрессивно», с повышенным расходом топлива. Такая забота об экономии была вполне объяснима, учитывая небольшой бак и немалый расход.
Несмотря на простоту, независимая подвеска с поперечными рессорами обеспечивала приемлемый комфорт при езде.
Тормозная система, хотя и была простой, вполне соответствовала лёгкой массе автомобиля.
Взлёт, падение и превращение в культ
В целом, для 1950-х годов «Трабант» был вполне рядовым, даже удачным автомобилем. В 1960-е он ещё неплохо смотрелся на фоне конкурентов. Но к 1970-м его дизайн и технические решения начали вызывать грусть, а в 1980-е он и вовсе стал восприниматься как анахронизм и объект для шуток. Машина, когда-то бывшая символом прогресса, превратилась в символ застоя. Конечно, люди продолжали покупать «Трабанты», но часто — не от хорошей жизни, а из-за отсутствия выбора. Прежнего энтузиазма уже не было.
Производство продолжалось вплоть до 1991 года. В последние годы выпуска «Трабанты» оснащались уже западногерманским двигателем Volkswagen объёмом 1,1 литра и мощностью 40 л.с. Но даже это не спасло некогда массовый автомобиль от окончательного ухода со сцены.
Легендарный статус и попытка возрождения
Несмотря на всё, «Трабант» по праву вошёл в историю мирового автомобилестроения. Этому способствовали несколько факторов:
Огромный тираж — было выпущено более 3 миллионов автомобилей.
Невероятно долгий жизненный цикл — более 30 лет производства с минимальными изменениями.
Он стал продуктом страны, которой больше не существует (ГДР), и целого исчезнувшего мира — социалистического блока.
«Трабант» — наглядный пример того, как даже удачный автомобиль может устареть и потерять актуальность, если его вовремя не модернизировать.
Судьба приготовила для легенды неожиданный поворот: в 2008 году компания Herpa, производитель масштабных моделей, приобрела права на бренд Trabant у концерна Volkswagen. Появились амбициозные планы по возрождению культового имени в современном формате.
На Франкфуртском автосалоне 2009 года был представлен концепт-кар Trabant nT — электромобиль, воплощавший идею «нового Трабанта». Однако, как это часто бывает в автомобильном мире, проект столкнулся с проблемами финансирования. В результате планы по возрождению знаменитого автомобиля ГДР были заморожены, оставшись нереализованной мечтой, подобно многим другим амбициозным проектам ушедшей эпохи.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Автомобиль ГДР - Trabant.
