История венгерских автобусов марки «Икарус» в Советском Союзе — это яркий пример успешного международного сотрудничества в рамках социалистического блока. Всего в СССР было импортировано более 50 тысяч машин различных моделей. Производство этих автобусов было налажено на заводе в городе Секешфехервар, название которого, благодаря радиопереговорам советской разведки в 1945 году, было знакомо многим, хотя и с трудом выговаривалось.
Первые шаги на советских дорогах
Уже через десять лет после войны, в середине 1950-х, Венгрия начала поставки автобусов своим союзникам. СССР, с его огромными территориями и растущими городами, остро нуждался в общественном транспорте. Первой ласточкой стала партия из 150 городских автобусов Ikarus 60. Эта модель, рассчитанная на 30 сидячих и 60 общих мест, как и советские аналоги того времени, предусматривала место для кондуктора.
Ikarus 60 — первый венгерский автобус, появившийся на улицах городов СССР.
Главным преимуществом «Икаруса 60» перед отечественными машинами стал его экономичный и мощный дизельный двигатель. 6-цилиндровый 8-литровый мотор Csepel выдавал 125 лошадиных сил и работал в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. К 1959 году в Союзе уже работало около 300 таких машин, которые особенно полюбились жителям крупных городов.
Легендарный междугородний автобус Ikarus 55 «Люкс».
Революция 1955 года: рождение легенды
Настоящим прорывом стал дебют в СССР в 1955 году модели Ikarus 55, которую чаще называли «Икарус Люкс». Это был первый венгерский автобус с задним расположением двигателя. Его 8,3-литровый дизель развивал 145 л.с. при 2300 об/мин. Но главным сюрпризом для советских пассажиров стал не двигатель, а невиданный ранее комфорт: 32 мягких, самолетных кресла, отличная система вентиляции и плавный ход. Водители же оценили эргономику кабины, мощность и управляемость.
Городской автобус Ikarus 620.
Поставки этой и родственной модели Ikarus 66 продолжались до 1972 года, всего было привезено 3762 автобуса. Некоторые экземпляры исправно трудились на междугородних маршрутах вплоть до конца 1970-х.
Эпоха «гармошек» и городских гигантов
В 1959 году в Союз начали поступать автобусы средней вместимости Ikarus 620 с узнаваемой массивной решеткой радиатора. Но настоящей сенсацией для крупных городов стал Ikarus 180 — первый в СССР сочлененный автобус, или «гармошка». Его гибкое соединение из гофрированной резины между секциями дало машине это народное название.
Городской Икарус 180 — первый в Союзе автобус-«гармошка».
Такой автобус мог перевозить до 169 пассажиров. Под полом был расположен горизонтальный 10,3-литровый дизельный двигатель RABA (лицензия MAN) мощностью 180-192 л.с. В серию также входили городская модель 556 и пригородная 557. Всего в СССР поставили более 5000 таких «гармошек».
Ikarus оснащался горизонтально-оппозитным шестицилиндровым дизельным двигателем.
Обратите внимание: В Украине засняли редчайший ретро-электромобиль с деталями от Икаруса.
Крылья социализма: серия 200
В конце 1960-х началась эпоха самой массовой и знаменитой серии — Ikarus 200. Именно эти машины стали визитной карточкой советского междугородного и городского транспорта. Туристические Ikarus 250 и 255 с большими панорамными окнами работали в «Интуристе». Городские версии 260 и сочлененные 280 стали основой парка многих мегаполисов.
Большой городской Икарус 280.
По словам водителей и пассажиров, «Икарусы» выгодно отличались от отечественных ЛиАЗов. Они ценились за превосходную эргономику, удобные сиденья, отличную управляемость, динамику и, что важно, надежность. Механическая коробка передач на «Икарусе» была предпочтительнее двухступенчатого автомата на ЛиАЗ-677. Пассажиры любили эти автобусы за плавность хода, хорошее отопление и вентиляцию. В час пик «гармошки» Ikarus 280 были настоящим спасением, перевозя невероятное количество людей.
Эргономика венгерских автобусов признавалась образцовой.
Был, однако, и существенный недостаток: венгерские автобусы были не приспособлены к суровым русским зимам. Эффективные, но прожорливые автономные обогреватели салона часто выходили из строя, а то и вовсе становились предметом хищения для обогрева частных гаражей.
Эволюция и локализация
Серия 200 постоянно модернизировалась: появились автоматические раздвижные двери, мощность двигателей выросла с 192 до 280 л.с., а коробки передач стали шестиступенчатыми. Последние 886 автобусов этой серии прибыли в 1990 году, а всего было поставлено 15 870 машин. Городской Ikarus 280 выпускался аж до 2003 года.
Более поздний Икарус 415, собранный Тушинским машиностроительным заводом.
В 1990-х «Икарус» стал по-настоящему отечественным: его сборка была налажена на Тушинском машиностроительном и Курганском заводах с использованием российских комплектующих. В Москве на базе кузова Ikarus 280 даже строили троллейбусы.
Для целого поколения советских людей «Икарус» остался в памяти как символ комфорта, надежности и прогресса в общественном транспорте. Эта ностальгия — не просто дань прошлому, а признание действительно качественной и востребованной техники, которая на долгие годы определила облик городских улиц.
источник
Автомобильное оборудование автобус изобретения советский союз советское производство венгрия история автомобиля двигатель я хочу знать все ретро автомобили 60-е 50-е 90-е longpost 19Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как венгерский «Икарус» стал любимым автобусом Советского Союза.

