ЗАЗ-968 «Запорожец»: народный автомобиль СССР, его особенности и легенды

ЗАЗ-968, который в народе ласково и с иронией называли «Запорожец», «Большие уши» или «Мыльница», был одним из самых массовых и доступных автомобилей в Советском Союзе 1970-х и 1980-х годов. Несмотря на простоту конструкции и своеобразный дизайн, который часто становился объектом шуток, эта машина завоевала искреннюю народную любовь благодаря своей неприхотливости, низкой цене и ремонтопригодности. Для многих семей «Запорожец» стал первым личным автомобилем, настоящим символом эпохи.

Ранние модели ЗАЗ-968

Автомобиль получил множество колоритных прозвищ, самым известным из которых, вероятно, стали «Большие уши» — из-за характерных боковых воздухозаборников. Были и другие: «Мыльница», «Запор», «Горбатый». Однако за этой внешней иронией скрывалась настоящая народная популярность. Простота конструкции, легкость в обслуживании и скромная стоимость сделали «Запорожца» по-настоящему народным автомобилем, часто самым ценным имуществом в семье.

История создания и эволюция модели

Серийное производство ЗАЗ-968 было запущено Запорожским автомобильным заводом в начале 1970-х годов.

Уже в 1973 году автомобиль подвергся первой модернизации. Дизайнеры обновили экстерьер, а инженеры усилили конструкцию кузова. Именно тогда появились те самые узнаваемые боковые воздухозаборники для улучшения охлаждения двигателя, которые и подарили модели прозвище «Большие уши». В ходе этой модернизации были также немного изменены габаритные размеры автомобиля.

Знатоки до сих пор могут отличить ранние и поздние модификации ЗАЗ-968 по длине кузова. Стоит отметить, что заднемоторная компоновка, унаследованная от предшественника ЗАЗ-966, к тому времени уже перестала быть диковинкой, и шутки про «украденный» передний двигатель поутихли.

Конструктивные особенности и дизайн

Ключевой особенностью конструкции ЗАЗ-968 было заднее расположение двигателя. Это привело к тому, что багажное отделение оказалось спереди и было довольно компактным. Чтобы компенсировать нехватку места, владельцы часто устанавливали дополнительный багажник на крышу, который стал практически неотъемлемым атрибутом «Запорожца».

Легендарная печка и её капризы

Отдельного упоминания заслуживает система отопления салона, которую в народе прозвали «запорожской печкой». Когда она работала исправно, то могла выдавать удивительно высокую температуру, позволяя владельцам насмехаться над хозяевами «Москвичей» и «Жигулей», вынужденных долго прогревать двигатель для тепла в салоне.

Однако у этой печки был сложный характер: она славилась своей ненадежностью и даже пожароопасностью. Частой проблемой были выходы из строя свечей накаливания. Опытные автовладельцы всегда возили с собой запасные свечи, которые, по слухам, можно было выгодно купить в Южном порту Москвы, приобретая сразу по 3–4 штуки.

В руководстве по эксплуатации даже рекомендовался своеобразный метод обслуживания: регулярно простукивать корпус отопителя деревянным молотком и продувать его сжатым воздухом (который, если повезет, можно было одолжить у знакомого водителя ЗИЛ-130). Многие же владельцы предпочитали не мучиться с капризной печкой и использовали автомобиль преимущественно в теплое время года.

Ходовая часть и двигатель

Показателем исправности передней подвески «Запорожца» считалась правильная регулировка углов установки колес. Конструкция подвески — торсионная балка — имела слабое место: втулки, в которых крепился торсион. Их износ приводил к нарушению развала колес, а ремонт требовал определенных навыков и наличия запчастей.

Сердцем автомобиля был V-образный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 1,2 литра и мощностью около 40 лошадиных сил. Это была советская разработка, хотя и с некоторым влиянием чешских инженерных решений. Двигатель отличался простотой: блок цилиндров был составным, с отдельными «горшками», что облегчало ремонт. При весе всего около 100 кг его можно было снять, просто приподняв заднюю часть автомобиля, что позволяло проводить серьезное обслуживание даже в условиях гаража. Существовала и экспериментальная 50-сильная версия с итальянским карбюратором Weber, но в серию она не пошла.

Интерьер и эргономика

Салон «Запорожца» был аскетичен, но содержал все необходимое: простую панель приборов, оригинальные переключатели и кнопки (некоторые даже без декоративных накладок).

Пепельница была огромной, но с ней нужно было быть осторожным (об этом ниже). Также предусматривалось место для установки радио. Сиденья же были слабым местом: их каркас был не слишком прочным и мог не выдержать тучных пассажиров, а спинки часто ломались. Ремонт сидений был головной болью, и многие владельцы подпирали спинки запаской или канистрой.

Важным социальным аспектом было наличие модификаций для людей с ограниченными возможностями, оснащенных ручным управлением, электромагнитным сцеплением и ограничителем скорости.

Даже при сниженной до 30 л.с. мощности, такой автомобиль давал инвалиду гораздо больше свободы по сравнению с мотоколяской. В дальних поездках задние сиденья можно было сложить, организовав подобие спального места. Подголовники в те годы были редкой и дорогой опцией (пара стоила более 20 рублей), которую «доставали» по знакомству.

Управление и поведение на дороге

Ранние версии ЗАЗ-968 оснащались так называемой «зеркальной» коробкой передач с нестандартным расположением скоростей: первая передача включалась движением рычага назад, а вторая — вперед. Это было испытанием для новичков, и некоторые даже вешали в салоне схему переключения. Привод управления КПП имел значительный люфт из-за системы тяг и рычагов, что контрастировало с более точными тросовыми приводами на «Волгах» или «Жигулях».

«Запорожец» позиционировался как городской автомобиль. Он был достаточно резвым при разгоне до 50-60 км/ч, но на высоких скоростях динамика резко падала. Крейсерской скоростью на трассе считались 70-80 км/ч, хотя по паспорту автомобиль мог развить 120 км/ч.

На высоких скоростях слабым местом становилась система воздушного охлаждения двигателя. Парадоксально, но чем быстрее ехал автомобиль, тем сильнее мог перегреваться мотор. Требовалось тщательно следить за чистотой охлаждающих ребер цилиндров и правильностью регулировок зажигания и карбюратора.

Но у «Запорожца» были и неоспоримые преимущества: дорожный просвет в 190 мм, плоское днище и хорошая нагрузка на ведущие задние колеса обеспечивали ему завидную проходимость по плохим дорогам, которой позавидовали бы многие одноклассники. Подвеска была достаточно энергоемкой и комфортной. Тормоза — обычные барабаны без усилителя — для невысокой динамики автомобиля были вполне адекватны.

Важное предупреждение для курильщиков

И снова о пепельнице. Существовало важное правило, усвоенное многими владельцами на горьком опыте: находясь за рулем «Запорожца», ни в коем случае нельзя выбрасывать окурки в окно. Из-за специфической аэродинамики непотушенная сигарета могла быть затянута через воздухозаборник в моторный отсек и стать причиной пожара. Это был серьезный конструктивный нюанс, о котором знал каждый уважающий себя хозяин «Ушастого».

Народная любовь и наследие

ЗАЗ-968 стал по-настоящему народным, гражданским автомобилем. Это был самый доступный по цене новый автомобиль в СССР, часто передававшийся по наследству и служивший своим хозяевам долгие годы.

Всего с 1971 по 1994 год было выпущено более миллиона экземпляров моделей 968 и её модернизированной версии 968М. «Запорожец» навсегда остался в истории и памяти как символ целой эпохи, автомобиль, который, несмотря на все свои недостатки, дал личную мобильность миллионам советских семей.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автомобиль ЗАЗ-968.