От «Мессершмитта» до «моргуновки»: как пытались создать автомобиль за гроши и что из этого вышло

Вам нужна дешевая машина? С распространением того, что на официальном языке называется «персональной мобильностью» и совместным использованием автомобилей, этот вопрос становится менее актуальным. Однако и сегодня находятся те, кто хочет воспользоваться простым повседневным желанием людей обзавестись собственным автомобилем.

Для большинства из нас «личным транспортным средством» является обычный автомобиль. В каком-то смысле большую часть времени мы идем по этому пути в одиночку и с гордостью. Статистика это подтверждает. И это несмотря на то, что в салонах категории B предусмотрено 5, 7 или даже 9 мест. И эти места большую часть времени пустуют. Из-за угрызений совести люди не раз предпринимали действия по «изоляции» автомобилей. Иногда это может быть довольно забавно. Но чаще всего это печально. Но как не перейти черту, за которой дешевый вид транспорта превращается в шутку?

Применительно к автомобилям определения «маленький» и «дешевый» практически одинаковы. Это понятно: чем меньше расходуется материала, тем ниже себестоимость. «Маленький» как будто подразумевает отказ от удобств, присущих полноразмерным автомобилям. На самом деле, неспособность сбалансировать удобство и небольшие размеры долгое время была едва ли не главным противоречием автомобилей.

Русский офицер в восторге от викторианской комбинированной кареты, построенной парижской компанией Société Parisienne de Construction Vécipédique et Automobile E. Couturier et Cie в Париже. Конструкция машины напоминает мотоблок. Задней передачи нет.

на самом деле микроавтомобили появились еще на заре автомобильной эры. Благодаря усилиям Набокова слово «циклонет» даже было включено в русско-французский словарь. Согласитесь, это странно, ведь будущий автор «Лолиты» писал о Берлине. Компания Cyklon Maschinenfabrik GmbH в Берлине производит трехколесный велосипед Cyklonette. Такси и микроавтобусы этой марки повсеместно встречаются в набоковском Берлине. Видимо, старофранцузский суффикс «-ette» сыграл злую шутку с составителями этого словаря. Но корни этого слова берут начало в Древней Греции. Киклос – круг. Отсюда и английские слова bicycle и motorcycle, а также первое более или менее устойчивое определение легкового транспортного средства — cyclecar, «мотоцикл». Даже французы, хоть и неохотно, признали первенство английского языка — cyclecar победил исконно французское слово voiturette, «ручная тележка», «маленькая тележка». В русском языке их называют «вуатюретами», «детскими колясками», «трехколесными» (если у них всего три колеса) и «квадрициклами». Аналогия с современными вездеходами (квадроциклами) вполне уместна.

Циклонет из транспортного отдела Транспортного центра Немецкого музея в Мюнхене. Произведен в 1904 году на заводе Cyklon Maschinenfabrik mbH в Альт-Боксхагене, к востоку от Берлина. Двигатель 1 цилиндр, 4 такта, 452 куб.см см, 3,5 литра и. Привод на руль. Задней передачи нет. В России Cyclonet стоит 1740 рублей (+ 60 рублей за складной верх). В то время полноценный автомобиль стоил всего 5000 рублей.

С тех пор как самоходный автомобиль превратился из виртуальной диковинки в спортивный снаряд, способный работать на топливном баке, его эволюция шла в двух направлениях. Следуя первому пути, автомобили становились все более изысканными и роскошными, становясь предметами вожделения и тайной зависти. В то же время наметилась тенденция к упрощению транспортных средств. Это путь, полный презрения и насмешек. Согласитесь, никто не позволит, чтобы заслуженный артист РСФСР Евгений Александрович Моргунов увлекся бампером не автомобиля С3А, а «Волги».

Британский трехколесный автомобиль Scott Tricar 1923 года, Французский национальный автомобильный музей в Мюлузе. По сути, это мотоцикл с коляской, закрытый кузовом. На одного из них даже попытались установить пулемет! Он оснащен 2-цилиндровым двигателем объемом 573 куб см и мощностью 12 л.с и. Скорость – до 80 км/ч. Отсутствие мгновенного центра поворота делает Tricar опасным в управлении.

Как тут не посмеяться, если, по выражению известного автопопуляризатора Юрия Ароновича Долматовского, «у этих машин действительно отсутствует переднее колесо»!

Mauser Einspur-Auto 2/6 PS – предшественник мотоцикла. В период с 1923 по 1927 год оружейный завод Маузера в Оберндорфе-на-Неккаре выпустил около 1000 винтовок. Опорные ролики, аналогичные тем, что установлены на детских велосипедах, не дают довольно тяжелой (300 кг) машине опрокидываться. Интересно, что в 1950-х годах немецкий производитель скутеров Bastert-Werke назвал свою модель Einspur-Auto, что означает «одноколейный автомобиль».

Когда мы говорим о микроавтомобилях, мы обычно имеем в виду те забавные маленькие машинки, которые заполнили улицы европейских городов в начале 1950-х годов. Их семейные условия неблагоприятны. Поэтому в Федеративной Республике Германии за эту задачу взялись три компании, которым после войны было запрещено производить истребители: Dornier-Werke GmbH, Heinkel Flugzeugewerke и Messerschmitt AG. У людей недостаточно денег, чтобы купить полноценный автомобиль, но они хотят на нем ездить. Их создатели понимали, что, только отступая от устоявшихся стандартов, такие машины могут достичь хоть какого-то потребительского качества. Другие проекты еще более невероятны.

Автомобиль «Аргсон Виктори», 1945 год. Компании Arnold Ramsden Garnett и Stanley Orton Needham производили эти автомобили в Эгхэме с 1921 по 1954 год, но формат мало изменился. В Великобритании насчитывается около десятка компаний, производящих подобную продукцию. Инвалиды могут пользоваться им бесплатно, но за зонтики и навесы придется заплатить дополнительную плату. В 1947 году парализованный Денни Денли использовал эту инвалидную коляску для путешествия по Швейцарским Альпам, поднявшись на высоту 3000 метров.

Они придумывали шутки о тех, кто нарушал правила церкви. Предположительно, когда Эрнст Хейнкель спросил своих инженеров, как устранить утечку в Heinkel Carbine и почему у бомбардировщика He-111 такой проблемы не было, они ответили, что просверлили в полу бомбардировщика дренажные отверстия, поэтому вода не скапливаются в его отсеках.

Автомобиль С1Л Серпуховского мотоциклетного завода. С 1953 по 1957 год было выпущено в общей сложности 30 978 единиц. Автомобиль двухместный, а в Великобритании инвалидам давно запрещено перевозить пассажиров.

Конечно, Heinkel Kabine не так популярен, как BMW Isetta, ставший настоящей иконой. Кстати, сегодня он переживает второе рождение в виде электромобилей. Но технически «Хейнкель» был гораздо интереснее «Изетты»: стальной монокок, реечное рулевое управление. Действительно, рулевая колонка не складывается вбок вместе с торцевыми дверями, как на Isetta (Heinkel не смог приобрести патент на этот механизм). Из-за фиксированных стоек Henkel на 26 см длиннее Isetta и его больше нельзя безопасно припарковать в ряду обычных автомобилей перпендикулярно тротуару.

Моторная тележка СМЗ (рис. - С3А) имеет низкое качество, но это компенсируется простотой ремонта. Тем временем соседские мальчишки освоили навыки механика и получили первый опыт вождения. Однако моторизованный экипаж вообще не подлежал продаже и его пришлось передать государству в обмен на новый.

Суть этих разработок прекрасно отражена в названии автомобиля, выпускавшегося на заводе Messerschmitt AG, — Kabinenroller (или сокращенно «Karo»). Большинство из них созданы на базе мотоциклетных агрегатов. Кстати, они также заменят на рынке «кабинные ролики». Но до тех пор у этих забавных машин будет еще одно прозвище — машины-пузыри. На самом деле, благодаря уникальной компоновке и сферическому стеклу из оргстекла (у него даже есть прозрачная крышка!), «Cabin Roller» выглядит как пузырь на колесах. Хотя сами британцы в то время еще не создали ничего подобного и получили только патенты на производство «Хейнкелей» и «Изетт», британское прозвище прижилось. Кстати, этот же патент был куплен в Аргентине, Бразилии, Испании, Франции... Справедливости ради следует вспомнить, что «Изетта» не была разработана BMW — права на ее производство баварцы уступили Италии. «Король холода» Ренцо Риволта, полное имя которого — Лоренцо Амилкаре Риволта. Isetta была спроектирована в 1952 году двумя авиационными инженерами Эрменегильдо Прети и Пьерлуиджи Раджи. Первоначально производство Commander Rivolta было организовано в Италии (кузова поставлялись с завода Bertone). Однако бедная Италия с гораздо меньшим энтузиазмом относится к моторизованным экипажам, чем к мопедам и скутерам.

Dornier Delta на Франкфуртском автосалоне, 27 сентября 1955 года. Кузов идеально симметричен: пассажиры сидят спиной к спине, а силовой агрегат расположен между ними. Мы называем эту композицию «Привет и прощай» (по стилю похоже на шляпу Шерлока Холмса). Вскоре Дорнье продал лицензию заводу по производству мотоциклов Zündapp, и микроавтомобиль Zündapp Janus (подсказка по компоновке!) стал очень популярным.

Законодательство поощряет популярность таких транспортных средств: они не считаются автомобилями! Так, еще в 1920-х годах Франция ввела налог в размере 100 франков в год на транспортные средства массой не более 350 килограммов и с двигателем объемом не более 1100 кубических сантиметров. За эту цену можно купить около 10 бутылок столового вина. В то время рабочий зарабатывал от 0,30 до 2,50 франка в час. Обычные автомобили облагаются налогом в зависимости от объема двигателя. Во всех европейских странах учитывается и социальный аспект: доступные транспортные средства выполняют роль «мотоциклетных протезов». Их используют люди с ограниченными возможностями.

Осенью 1956 года голландцы Вим Дюссель (справа) и Виллем ван хет Хоог совершили перелет на самолете Heinkel Carbine из Амстердама в Рим и обратно.

Эта проблема также очень серьезна в нашей стране. Борис Михайлович Фитерман, директор отделения легкового транспорта Российского союза инвалидов, в своих воспоминаниях отмечал, что численность инвалидов в России превышает 750 тысяч человек. Современные источники (Д.Г. Хаяров) сообщают, что после Великой Отечественной войны около 2,6 млн военнослужащих были признаны инвалидами, из них 18% — в результате ампутации конечностей.

Патент США № 2,822,214A был выдан Ренцо Риволте на дверь со складной рулевой колонкой. Заявка была принята 4 марта 1952 года. BMW Isetta — это пузырь.

BMW Isetta можно припарковать вот так.

Электроколяска К-1Б «Киевская», выпускавшаяся в то время Киевским мотоциклетным заводом, по своим принципиальным особенностям мало чем отличалась от колясок, выпускавшихся в ГДР или Великобритании. Заказчиком такого оборудования выступило Министерство здравоохранения и социальной защиты РСФСР, задачей которого было обеспечить безбарьерную мобильность для людей с ограниченными возможностями при минимальных затратах. Силовая установка и колеса взяты от скутера, а органы управления — мотоциклетного типа, чтобы не тратить деньги на рулевую трапецию. Никаких пружин или листовых рессор нет.

Обратите внимание: История создания автобусов модели ПАЗ в СССР. Какие изменения были у этого транспорта и за что его хвалили граждане.

Заднего хода нет (как и у многих трехколесных велосипедов начала 20 века). Навес и самодельное покрытие из оргстекла обеспечивают защиту от непогоды. Это автомобили с «удобствами во дворе». Советский Союз не мог заранее осознать, что, идя по этому пути, он относился к людям с ограниченными возможностями как к гражданам второго сорта.

Елена Ивановна Хитрова, член московского клуба «Следопыты старинных автомобилей», за рулем BMW Isetta во время парада на Автофестивале 1982 года. Этот автомобиль был одним из 14 автомобилей, приобретенных в 1955 году для исследовательских экспериментов. После большой переделки.

Реформы Хрущева только начинались: масштабные посевы кукурузы, освоение целины... Газеты постепенно стали касаться текущих событий. В 1954 году в «Литературной газете» разгорелась жаркая дискуссия о нехватке качественных моторизованных вагонов. Кроме того, произошло нечто немыслимое по прежним меркам: разгневанные инвалиды устроили то, что они теперь называют «несанкционированным митингом», подъехав на своих «моторизованных протезах» к старому зданию ЦК КПСС на площади (Фейтман упоминал об этом в его мемуары).

Messerschmitt KR 175 напоминал самолет без крыльев и хвоста. Гонщики садились один за другим. Это один из двух «роликов гондолы», испытанных испытателями НАМИ. Позже машина попала в руки энтузиаста Г. Кирпачева. Эта фотография сделана во время парада клуба ДУМС в Крылатском в сентябре 1988 года.

Messerschmitt KR 175 управляется как мотоцикл, с помощью рулевого колеса. С 1953 по 1954 год было выпущено около 10 000 таких автомобилей, за которыми последовало еще 40 000 KR 200 «с двигателями объемом 200 куб см», выпускавшихся компанией Fahrzeug- und Maschinenbau GmbH (FMR) в Регенсбурге до 1964 года. Каток с кабиной.

Решением этой проблемы может стать выпуск малолитражного автомобиля с потребительскими качествами, подходящими как для обычных людей, так и для людей с ограниченными возможностями. Именно на этом уровне Долматовский, тогдашний руководитель отдела по работе с персоналом НАМИ, предложил расширить вопрос. В апреле 1956 года в журнале Technique-Molecule была опубликована его статья «Как должен выглядеть малолитражный автомобиль». В своей книге он предложил уникальную формулу для технических характеристик машин: «5х5». То есть пассажировместимость — 5 человек, масса — 500 кг, объем двигателя — 500 куб см см, расход топлива - 5 литров/100 километров, запас хода 500 километров. Интересно, что журнал заключил определение «микрокар» в кавычки — термин, который все еще является новым для широкого круга читателей.

AC 57, по прозвищу Acedes («Мотылёк»), 1957 год. Британская компания AC Cars специализируется на производстве таких «автомобилей для инвалидов». Они использовали одноцилиндровый двухтактный двигатель Villiers (147 куб см) и приводили заднее колесо в движение с помощью ременного привода. Корпус изготовлен из железа, алюминия и стекловолокна, а конструкция осталась практически неизменной. NAMI приобрел кондиционер. За исключением «инвалидной» компании AC Cars Ltd., которая построила культовый спортивный автомобиль.

Из-за этого «плана» Долматовский подвергся резкой критике со стороны коллег. В определенной степени это вполне заслуженно. Пока его коллеги были заняты решением реальных проблем, Долматовский мечтал о счастливом будущем. Где-то в далеком будущем их взгляды, несомненно, сойдутся, но пока.. говорить о выпуске Долматовского ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка» невозможно, поскольку его невозможно переоборудовать во фронтовой транспортный самолет. Ну а для инвалидов... Центральное конструкторско-экспериментальное бюро Главного управления мотор-велопрома Министерства автомобильной и тракторной промышленности и НАМИ создали сначала трехколесные, а затем и четырехколесные моторные экипажи. Первый будет называться «Циклоп» (потому что у него всего одна фара), а второй — «Моргуновка», за что мы должны поблагодарить режиссера Леонида Гайдая.

Типичное ручное управление британской электрической инвалидной коляской (Barrett Midget, модель 60). Хоть он и выглядит простым, но у него гидравлический тормозной привод!

Инвалиды тоже люди! По какой-то причине этот простой факт трудно принять тупым умам бюрократов. По мере того, как эта идея набирала силу, люди начали думать, что маленькие автомобили должны выглядеть как уменьшенные версии больших автомобилей. Чиновники по своей сути являются людьми. И он выражает некоторые общие взгляды на автомобили, которые распространены в обществе. А идти против общественного мнения — это все равно, что плыть против ветра. И мы не единственные, кто так думает. Зачастую, когда приближается процедура банкротства, люди понимают, что эти взгляды в корне неверны. Потому что несовместимые вещи нельзя совмещать.

В период с 1956 по 1958 год фирма Egon Brütsch Fahrzeugbau в Штутгарте производила микроавтомобиль Brütsch Mopetta. Габариты: 1765x910x1150 мм, вес 89 кг. Георг фон Опель проявил интерес к проекту, но так и не приступил к его реализации. Однако с тех пор из пяти известных образцов «Мопетты» в заводской коллекции сохранился лишь один».

Что касается радикальных идей Долматовского, то они были приняты только в Японии (а впоследствии и во всей Юго-Восточной Азии). Широкому распространению малолитражных автомобилей препятствуют и объективные причины: они не подходят для дальних поездок и боятся плохих дорог. Можно сказать, что компания Dunlop специально разработала шину 2,45–8 по заказу Мессершмидта. Наши S1L и S3L поставлялись с шинами 4.50–9. Куда с ними пойти?

Британский одноместный автомобиль Peel P50 не является инвалидной коляской, и с момента своего появления в 1962 году он был известен как самый маленький автомобиль в мире: размеры: 1340x990x1200 мм, вес: 59 кг. Всего компания Peel Engineering Ltd. Isle of Man построила 47 самолетов P50.

В книге «Мне нужна машина» (которая, кстати, переведена на японский язык) Долматовский довольно прямолинейно описывает все перипетии «Белки». Одна из глав называется «Белки в бюрократическом колесе». Для 1966 года даже это было слишком просто. Однако есть один интересный эпизод, который не вошел в книгу (кажется, его удалили). Отрывок из этого сохранился в рукописях Долматовского.

В августе 1955 года микроавтомобиль стал поводом для встречи автопроизводителя с Никитой Сергеевичем Хрущевым. Первый секретарь ЦК КПСС привез из-за границы мотоцикл «Гого» и мотоцикл с кабиной «Мессершмитт», а его помощник Константин Григорьевич Сергеев. Исходя из этой ситуации, было решено использовать эти машины в качестве образцов для нашей промышленности. Встреча прошла в Ипатьевском переулке в здании ЦК КПСС, куда были свезены все образцы иностранных автотранспортных средств, принадлежащих Российской Федерации Национальностей.

Музей «Мир автомобилей» в Москве располагает богатой коллекцией миниатюрных автомобилей. К ним относится Hillers Model A, который в 1962 году построил немец Эрнст Хиллерс для своего сына. Это наглядно иллюстрирует бесполезность копирования формы и компоновки полноразмерного автомобиля.

Из этого неопубликованного отрывка можно сделать вывод, что намерением Хрущева было обеспечить шестую часть населения страны возможностью иметь доступный по цене автомобиль. Конечно, эту статью невозможно было бы опубликовать в 1966 году. В глазах трудящихся Хрущев вовсе не благодетель. Однако, как говорится, Хрущев был груб, но не глуп. За час, пока длилась демонстрация ЦК, он убедился, что автомобиль прекрасно приспособлен к городским условиям. В результате появилась Запорожская группа — как бы они ни винили Хрущева, это была синица в руках, а не журавль в небе. Но вот интересно, понимает ли Первый секретарь ЦК КПСС, что частный автомобильный транспорт рано или поздно подорвет основы социалистического строя?

Изобретателем городского автомобиля Witcar («белый автомобиль») был городской советник Амстердама Лауд Шиммельпенник. Он поддерживает молодежное движение «Прово», которое стремится спровоцировать власти на насильственные действия посредством ненасильственного протеста. Автомобиль дебютировал 24 мая 1968 года, а 21 марта 1974 года в Амстердаме открылась первая в мире служба совместного пользования автомобилями Vitcars».

Хрущев также оценил преимущества Белки. Но он также сделал прогноз относительно его перспектив: «Вы будете продолжать строить еще пять лет!» У мотоциклетной промышленности нет ни мощностей, ни материалов, ни навыков для производства такой передовой машины! По таким примерам можно судить об уровне развития промышленности того времени. В Серпухове на месте недостроенного работного дома и бывшей колонии для несовершеннолетних НКВД построили даже не «Моргуновку», а «Циклопа». (Постановление Совета Министров СССР о создании четырехколесного транспортного средства было издано лишь в январе 1956 года.) Сиденья для серпуховского «инвалидного экипажа» изготавливал МЗМА, который не знал, как отменить заказ. Торсионная подвеска производится на Мытищинском машиностроительном заводе. Двигатели везли через полстраны из Ижевска. Более 60 поставщиков! Техническое состояние Ирбитского мотоциклетного завода было ненамного лучше, а освоить «Белку» очень хотелось. А оттуда Хрущев перевез желающих производить автомобили в Мелитополь и Запорожье, где создал автомобильный кластер.

В 1996 году на заводе «Автоагрегат» в Кинесме (один из основных поставщиков АЗЛК) с использованием деталей мотороллера «Муравей» была изготовлена ​​мотоколяска «Кинесма». По состоянию на 2005 год было выпущено более 500 экземпляров. В 1999 году на Московском международном автосалоне выпускник Московского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Глеб Александрович Визель представил модель «Пчела» на базе «Кинешмы». Проект получил Гран-при Союза дизайнеров России.

На Западе также намечается тенденция «интеграции» инвалидных колясок и микроавтомобилей. «Кабинные катки» были быстро заменены, с одной стороны, мотоциклами, а с другой — более мощными, но более компактными автомобилями. Один из них, немецкий Goggomobil, полностью уничтожил автомобиль C3A в ходе сравнительных испытаний в НАМИ в 1957 году. Он легче, мощнее и вмещает четырех человек при схожих размерах.

Европейцы очень умеют доводить любую идею до абсурда. Финский журнал Tekniikan Maailmaa (Мир технологий) пошутил о поездке в метро Хельсинки на Peel P50. Например: Для кого написаны длинные правила метро.

Можно сказать, что выживание электрических инвалидных колясок как категории целиком обусловлено нюансами национального законодательства. Таким образом, во Франции разрешено вождение транспортных средств без прав; до начала XXI века управлять этими транспортными средствами без водительских прав мог любой желающий (старше 14 лет). (Этим с удовольствием пользовались алкоголики.) Позже требования ужесточились, разделив эти машины на легкие (L6) и тяжелые (L7) четырехколесные. Однако даже сейчас гражданам, родившимся до 30 декабря 1987 года, не нужны никакие документы для управления полноприводным транспортным средством категории L6 (если только нет постановления суда, запрещающего им управлять транспортным средством). Эти транспортные средства могут развивать скорость до 45 км/ч. Однако как легким, так и тяжелым четырехколесным транспортным средствам запрещено движение по дорогам класса I и класса II. Так было не всегда, поэтому время от времени на европейских дорогах появляются комичные, но довольно серьезные альтернативы традиционному автомобилю. Перечислить их все невозможно.

источник

Автомобильные изобретения Я хочу знать все о технологиях, промышленности, двигателях, истории автомобилей, запасных частях, Германии, Советском Союзе, Американском производстве, модификации, ретро-автомобили BMW 50-х годов Longpost 2

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: От «Мессершмитта» до «моргуновки»: как пытались создать автомобиль за гроши и что из этого вышло.