История микроавтомобилей: от циклонетов до «моргуновки» в поисках доступного транспорта

Сегодня, в эпоху каршеринга и развития персональной мобильности, вопрос о необходимости личного автомобиля стоит не так остро. Однако стремление человека к обладанию собственным транспортным средством остается актуальным. Большинство из нас по-прежнему видит в этой роли классический автомобиль, часто используемый в одиночку, несмотря на наличие нескольких пассажирских мест. Это парадокс, который не раз приводил к попыткам «ужать» автомобиль до минимальных размеров и стоимости. История знает множество таких экспериментов — от забавных до печальных, — которые пытались найти грань между дешевизной и практичностью.

Маленький = дешевый? Истоки микроавтомобилей

В автомобилестроении понятия «маленький» и «дешевый» долгое время были синонимами. Логика проста: меньше металла — ниже себестоимость. Однако долгие годы главным противоречием было то, что уменьшение размеров почти всегда означало отказ от комфорта и возможностей полноценного автомобиля.

Идея микроавтомобиля родилась практически одновременно с самим автомобилем. Еще в начале XX века появились конструкции, напоминавшие скорее мотоблоки с сиденьем, как, например, творение парижской компании Société Parisienne. У таких экипажей зачастую не было даже задней передачи.

Ярким примером раннего микроавтомобиля стал «Циклонет» (Cyklonette) — трехколесный экипаж берлинской фирмы Cyklon. Интересно, что это слово, благодаря Владимиру Набокову, даже попало в словари. «Циклонет» и подобные ему машины — «cyclecars» или «voiturettes» — стали первыми более-менее массовыми представителями сверхмалого транспорта. В России их могли называть «трехколесками» или «квадрициклами», проводя аналогию с современными квадроциклами.

С самого начала автомобильная эволюция пошла двумя путями: роскошь и мощность для одних и максимальное упрощение и удешевление для других. Второй путь часто сопровождался насмешками. Трудно представить, чтобы статусный человек выбрал себе в качестве основного транспорта нечто вроде будущей советской «моргуновки».

Межвоенный период и послевоенный бум «пузырей»

В 1920-30-е годы трехколесные конструкции, по сути, мотоциклы с коляской, обтянутые кузовом, были не редкостью. Как метко заметил автожурналист Юрий Долматовский, у таких машин «действительно отсутствовало переднее колесо». Примером может служить британский Scott Tricar, на один из экземпляров которого даже пытались установить пулемет.

Настоящий расцвет микроавтомобилей пришелся на 1950-е годы в послевоенной Европе. Разруха и нехватка средств у населения заставили искать альтернативу дорогим полноценным автомобилям. За дело взялись даже авиационные компании, которым было запрещено производить самолеты, например, Messerschmitt, Heinkel и Dornier. Они создали целый класс забавных машинок, прозванных «пузырями» (Bubble car) за их округлые формы и прозрачные купола из плексигласа.

Законодательство многих стран способствовало их популярности. Например, во Франции для машин весом до 350 кг существовал символический налог. Важную социальную роль такие автомобили играли как транспорт для людей с ограниченными возможностями, заменяя им мотоциклы.

Самыми знаменитыми «пузырями» стали BMW Isetta с уникальной дверью, открывавшейся вперед вместе с рулевой колонкой, и Heinkel Kabine. Интересно, что Isetta изначально была итальянской разработкой, а права на ее производство купила баварская компания BMW.

Messerschmitt KR 175 или «Kabinenroller» (катающийся вагончик) напоминал кабину самолета на колесах, где пассажиры сидели друг за другом. Эти машины, как и многие другие микроавтомобили, строились на базе мотоциклетных агрегатов.

Особняком стоял Dornier Delta с симметричным кузовом, где пассажиры сидели спиной друг к другу, а двигатель располагался между ними. Позже эта модель выпускалась компанией Zündapp под именем Janus.

Советский путь: от «Циклопа» к «моргуновке»

В СССР проблема доступного транспорта, особенно для инвалидов, стояла очень остро. После войны миллионы людей нуждались в мобильности. Ответом стали мотоколяски вроде С1Л и С3А (СМЗ), которые в народе прозвали «моргуновками» — по фамилии актера, сыгравшего в фильме «Операция «Ы» персонажа, ездившего на подобном агрегате.

Эти конструкции были крайне примитивны: часто без заднего хода, с мотоциклетными двигателями и элементарной подвеской. Как отмечали современники, такое отношение фактически делало инвалидов гражданами второго сорта. Недовольство вылилось даже в своеобразный «протест» — инвалиды на мотоколясках подъехали к зданию ЦК КПСС.

В это же время советские инженеры, в частности Юрий Долматовский, выдвигали более прогрессивные идеи. Он предложил концепцию малолитражки «5х5»: 5 мест, 500 кг веса, двигатель 500 см³, расход 5 л/100 км и запас хода 500 км. Этот проект, получивший имя «Белка», так и не был реализован серийно, столкнувшись с бюрократией и неготовностью промышленности.

Известно, что с микроавтомобилями знакомился Никита Хрущев. После демонстрации ему иностранных образцов (включая Messerschmitt и Goggo) и отечественных разработок, он, по легенде, понял потенциал малолитражек для города, но скептически оценил возможности мотоциклетной промышленности их выпускать. Это, в итоге, подтолкнуло развитие автопрома в Запорожье, дав жизнь «Запорожцам».

Тупик или ниша? Закат эры классических микроавтомобилей

На Западе эпоха «пузырей» была недолгой. Их быстро вытеснили, с одной стороны, более практичные малолитражные автомобили (как немецкий Goggomobil, показавший полное превосходство над С3А в испытаниях НАМИ), а с другой — мотороллеры и мопеды.

Микроавтомобили оказались непригодны для дальних поездок и плохих дорог. Их выживание в нише транспортных средств для инвалидов во многом определялось либеральным законодательством (например, возможностью управления без прав).

Тем не менее, идея сверхкомпактного городского транспорта не умерла. Ее крайнее выражение — британский Peel P50, считающийся самым маленьким серийным автомобилем в мире. А в XXI веке концепция переживает ренессанс в виде компактных электромобилей и сервисов каршеринга, подобных первому в мире проекту Witcar в Амстердаме.

История микроавтомобилей — это история компромисса между стоимостью, размерами и удобством. Это путь проб и ошибок, гениальных находок и курьезных провалов. Он наглядно показывает, что создать по-настоящему удачный «автомобиль за гроши» — задача невероятной сложности, требующая не только инженерной смелости, но и глубокого понимания потребностей человека.

источник

Автомобильные изобретения Я хочу знать все о технологиях, промышленности, двигателях, истории автомобилей, запасных частях, Германии, Советском Союзе, Американском производстве, модификации, ретро-автомобили BMW 50-х годов Longpost 2

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: От «Мессершмитта» до «моргуновки»: как пытались создать автомобиль за гроши и что из этого вышло.