Эпоха безумия: Группа B
Когда речь заходит о вершине гоночного безумия, часто вспоминают драгстеры Top Fuel или старые прототипы «24 часов Ле-Мана». Однако настоящим апогеем скорости, риска и технологий стали раллийные автомобили Группы B 1980-х. Невероятно лёгкие, феноменально мощные и по праву считающиеся смертельно опасными, они пронеслись по автоспорту, словно яркие кометы, и исчезли, оставив после себя легенды и захватывающие архивные кадры. В этой галерее славы и ужаса есть свои герои, статисты и настоящие «злодеи». И бесспорным чемпионом среди последних является Lancia Delta S4. История этого автомобиля — это история гениальной инженерии, граничащей с безумием, и трагедии, навсегда изменившей спорт.
Великое наследие Lancia
Для поклонника итальянского автопрома имя Lancia вызывает смешанные чувства. С одной стороны — грусть от упадка некогда великого бренда, сегодня выпускающего лишь хэтчбек Ypsilon. С другой — безмерное восхищение его раллийным прошлым, которое по накалу страстей не уступает истории Mitsubishi. В конце 80-х мир знал их как грозу Группы А в лице Delta Integrale, но если копнуть глубже, в эпоху Группы B, история становится эпичной драмой, полной страсти и трагедии, без намёка на комедию.
Lancia Fulvia Coupé 1.6 HF (Группа 4). Технические характеристики: 1,6-литровый двигатель V4 (165 л.с.), вес — 825 кг.
Свою гоночную историю Lancia начала в середине 1960-х с создания подразделения Squadra Corse HF. Элегантный Fulvia Coupé блистал в чемпионатах, а его высшим достижением стала победа на ралли «Монте-Карло» 1972 года. Однако настоящей легендой стал Lancia Stratos, царствовавший с 1974 по 1981 год: 18 побед на этапах Чемпионата мира, три титула подряд и триумфы на том же «Монте-Карло».
Шоу-кар Stratos Zero — футуристическое творение Марчелло Гандини, напоминающее космический корабль.
История создания Stratos столь же необычна, как и его дизайн. Lancia, сотрудничавшая с Pininfarina, не планировала работать со студией Bertone. Всё изменил лихой демарш Джузеппе «Нуччио» Бертоне, который пригнал на завод концепт Stratos Zero и, не найдя ворот, просто проехал под забором. Этот жест и сам автомобиль настолько впечатлили руководство, что контракт был подписан.
Серийный Lancia Stratos — это уже не концепт, а сгусток мышц и нервов.
Окончательный облик Stratos, созданный при участии гения Николы Матерацци (будущего создателя Ferrari F40), был воплощением агрессии. Среднемоторная компоновка, 2,4-литровый двигатель Ferrari Dino V6, пространственная рама и кузов из стекловолокна. «Стратос умеет летать», — говорили о нём, и это было недалеко от истины.
Революция Группы B
Тем временем в мире ралли назревали тектонические сдвиги. В 1982 году FIA представила регламент Группы B, который был невероятно либеральным. Производителям разрешалось почти всё, при условии выпуска 200 дорожных версий для омологации. Это породило золотую эру: бренды создавали монстров, а фанаты получали уникальные, сразу же ставшие коллекционными, автомобили. Казалось, в выигрыше оставались все.
Регламент Группы B чётко определял параметры для каждого класса. На фото: Ford RS200 Evolution.
Каждый производитель искал свой путь к победе. Ford сделал ставку на среднемоторный полноприводный RS200. Audi — на продольно расположенный спереди мощный пятицилиндровый двигатель и полный привод. Lancia же, находясь под влиянием наследия заднеприводного Stratos, изначально считала, что полный привод утяжелит машину. Их ответом стал заднеприводный Lancia Rally 037.
За рулём Lancia Rally 037 выступали такие легенды, как Вальтер Рёрль и Маркку Ален.
Красавец Rally 037 стал последним заднеприводным автомобилем, выигравшим Кубок конструкторов. Его техническая начинка была впечатляющей: вес около 960 кг, 2-литровый наддувный двигатель мощностью свыше 320 л.с., двухрычажная подвеска и самоблокирующийся дифференциал. Дорожная версия, разумеется, была куда скромнее — 205 л.с.
Rally 037 (на фото — дорожная версия Stradale) был королём асфальта, но для побед на грунте и снегу против полноприводных соперников требовался универсальный солдат.
Рождение монстра: Delta S4
Преемник модели 037, Delta S4, создавался уже с учётом новых реалий. Итальянцы поставили цель превзойти всех, создав один из самых устрашающих гоночных автомобилей в истории — воплощение ярости, чья судьба, к сожалению, оказалась трагичной.
Lancia Delta S4 — динамит на колёсах.
Агрессивный облик Lancia Delta S4 лишь намекал на ту мощь, что была скрыта внутри.
Разработка Delta S4 началась ещё до триумфального дебюта главного конкурента — Peugeot 205 T16. Однако технические сложности, особенно с полным приводом, отложили появление итальянца. Его гоночный дебют состоялся лишь в ноябре 1985 года.
Перед зрителями предстал монстр, лишь отдалённо напоминавший серийную Delta. Это был управляемый артиллерийский снаряд с демоническим характером, машина, готовая в любой момент отправить экипаж на тот свет. Исторические видео наглядно демонстрируют, как сложно было удержать эту бестию на трассе.
Главный соперник — Peugeot 205 T16, который задал высокую планку.
Известный журналист Крис Харрис как-то спросил у ветерана Юхи Канккунена, в чём разница между Delta S4 и Peugeot 205 T16. Финн ответил, что даже с увеличенной на 200 мм колёсной базой для устойчивости, Lancia была «злее» и сложнее в управлении. «Двести пятый» же был отзывчивым и предсказуемым, как картинг.
Lancia Delta S4 в действии — контроль над этой машиной требовал невероятного мастерства.
Сердце зверя: технологическое чудо
В основе Delta S4 лежала лёгкая пространственная рама из труб, обшитая панелями из углепластика. О пассивной безопасности речи не шло. Но главным был двигатель: 1,8-литровый 16-клапанный мотор Fiat Twin Cam, расположенный позади кресел. Инженеры применили революционную систему двойного наддува: механический нагнетатель Abarth Volumex для моментального отклика и турбокомпрессор KKK для огромной пиковой мощности. Это сглаживало турбояму и делало автомобиль невероятно эластичным.
Система полного привода с настраиваемым межосевым дифференциалом: 30:70 на гравии и 25:75 на асфальте в пользу задней оси.
Мощность росла от этапа к этапу: с начальных 450+ л.с. до более чем 520 л.с. в конце карьеры. Двухрычажная подвеска с двумя амортизаторами на каждом заднем колесе должна была обуздать эту энергию на любом покрытии.
Гражданин-монстр: Delta S4 Stradale
Lancia Delta S4 Stradale — цивилизованная версия для дорог общего пользования.
Двести счастливчиков, купивших дорожную версию Stradale, получали внешне сдержанный хэтчбек без гоночной ливреи Martini. Мощность была «усмирена» до 250 л.с., но сохранялась уникальная система двойного наддува и полный привод с базовым распределением крутящего момента 30:70. Разгон до 100 км/ч занимал около 6 секунд. Взамен владельцы получали кондиционер, кожу и алькантару, бортовой компьютер и усилитель руля — неслыханная роскошь для такого автомобиля.
Трагедия и наследие
Увы, блестящее инженерное творение было омрачено страшными событиями. Дело не только в относительно скромных спортивных успехах (всего 5 побед на этапах). Сначала в аварии на Rally 037 погиб пилот Аттилио Беттега. А ровно год спустя, в 1986 году, на трассе Тура Корсики автомобиль Delta S4 под управлением Хенри Тойвонена вылетел с дороги и упал со скалы. Машина мгновенно вспыхнула, не оставив шансов финну и его штурману Серхио Кресто. Эта трагедия стала последней каплей для FIA, и эпоха Группы B была завершена.
Талантливый финский пилот Хенри Тойвонен.
Авария, унёсшая жизни Тойвонена и Кресто, положила конец целой эпохе в ралли.
Lancia Delta HF Integrale — достойный преемник, принёсший марке новые титулы в более безопасной Группе А.
Но это не был конец Lancia в ралли. На смену пришла легендарная Delta Integrale, завоевавшая четыре чемпионских титула в Группе А. Цикл замкнулся: Lancia начала с серийных автомобилей для гонок и ушла из большого спорта на них же, с высоко поднятой головой. Был ли Delta S4 провалом? Всё зависит от угла зрения. Человеческую трагедию невозможно вычеркнуть из его биографии. Но в своём технологическом безумии, необузданной мощи и чистой, нефильтрованной ярости он был прекрасен. Это навсегда вписало его в историю как самый дикий, убийственный и при этом невероятно притягательный ралли-кар, который так и не смог победить, но победить забыть его невозможно.
источник
Автомобильные технологии изобретения двигатели история автомобиля все, что я хочу знать старинные автомобили спортивные гоночные автомобили ралли тюнинг скорость длинная колонка 4Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: 40 лет Lancia Delta S4. Самый убийственный, дикий и прекрасный ралли-кар, который так и не смог победить.

